Кружево возрождается?

Кружево возрождается?



Задалась мыслью поискать в интернете о возрождении кружевоплетения в России. Как обстоят дела? Усердно прочесав электронные просторы сделала определенные выводы: поддержки от родного отечества ждать не приходится. Если и расстараешься, то примазаться готовы, но не более. Но на фоне этой безрадостной картины попадаются удивительные островки определенного благополучия. Как всегда всё держится на гигантском индивидуальном энтузиазме. Это и хорошо, что такие люди есть, честь им и слава. И плохо, когда всё держится на одном человеке, не системно: сегодня есть, завтра забыли.

Не буду перекомпилировать всё найденное, приведу подборку статей Ирины Хомич и ещё кое-что, что нашла в инете, на примере возрождения кружева в Ижевске. Всё равно у профессионала лучше слог, нежели у меня :-). Обидно, но картинок с работами по кружеву к этой теме в сети не нашлось...

Второе дыхание кружева.
Наши изделия достойны уровня Юдашкина и Зайцева.

Было же время, ей приходилось слышать: "Ирина, вы меня никогда в кружево не оденете, это не мой стиль!" "Кружево? Красиво, но не актуально. Его только старые бабки сейчас носят". "Да кто же будет ходить в ижевских изделиях, это не престижно!"

Сейчас дамы ижевского бомонда все чаще появляются в кружевных нарядах "от Ирины", в Москву один за другим уезжают заказные комплекты (в том числе шуба с кружевной отделкой!), а когда удалось сделать выставку изделий, ее за неделю посетили три тысячи человек. Доходит до курьезов: "Видели, Н.Н. привезла из Швеции кружевную пелерину? Умеют же делать!" - "Да это же наша, ижевская!.." Немая сцена.

И это в то время, когда знаменитый вологодский промысел еле сводит концы с концами, киришский практически скончался, кировский и рязанский на грани этого. Русское кружево, в 20-30-х годах бравшее Гран-при на всех международных выставках, тихо чахнет. На этом невеселом фоне кружевница Ирина Суркина поставила себе задачу: сохранив традиции и красоту исконного кружевоплетения, дать ему второе дыхание. А это значит, выразить в нем современные тенденции, найти новую форму, от орнаментов до общего моделирования.

Ирина Федоровна согласилась поговорить о перспективах ижевского кружева только с одним условием: "Только о наших проблемах писать не надо. Проблем у каждого сейчас выше крыши".

- А как вообще Вы пришли к кружеву?
- В детстве мне на дух не надо было никаких рукоделий. Росла, как пацан, по деревьям лазила. Потом, уже на практике в техникуме, появилось много свободного времени, а сидеть без дела я не могу. Страсть к рукоделию пришла как взрыв. Вязание, макраме, вышивка бисером, ковроткачество... Потом вусмерть захотела плести кружева, а учиться негде. Рылась в журналах, писала даже в "Работницу": опубликуйте уроки. Тщетно. Наконец мне достали один таллинский журнал по рукоделию с азами кружевоплетения. Покупала копеечные детские флажки и из древков на кухне выстругивала коклюшки, зачем-то их еще красиво расписывала...

В Глазове, где мы тогда жили, я познакомилась с внучкой покойной кружевницы. После нее остались валик, сколки и полоска начатого кружева. Меня затрясло, будто я клад нашла. Сидела над этим кружевом полгода, пока не удалось повторить узор один к одному. А потом дочки проявили самостоятельность и напутали из ниток огромную бороду.

Вскоре после этого глазовский ДК набирал кружок кружевоплетения. Я записалась мгновенно. Преподавала нам выпускница кировской школы кружевниц - первый на моем пути человек, владеющий этим ремеслом. Она возила нас в кружевной цех в Советске. Восемьдесят кружевниц плетут на можжевеловых коклюшках, и звон стоит, как благовест, как песня! Дух захватывало, не верилось, что и я когда-нибудь смогу плести такую красоту...

Как только у меня стало что-то получаться, пришла идея, что обязательно надо учить других. Вернувшись в Ижевск, я сразу стала искать возможности вести курсы. Обошла все ДК, и везде находили причины для отказа. Единственный руководитель-мужчина - худрук ДК "Ижмаш" Геннадий Дудин - заинтересовался идеей, за что я ему до сих пор благодарна. Дали объявление. Я мечтала набрать хоть одну группу, а на первую встречу пришло более ста человек! Так и начали. Они учились плести, я училась их учить.

Начинали трудно. Нитки и булавки приходилось где-то доставать, валики с коклюшками делали сами. Но в тяжелые времена бисер, кружево и другие виды рукоделия оказались надежным средством психотерапии. Участницы тех курсов продолжают поддерживать контакты между собой и со своим руководителем, и при желании можно услышать не одну историю о том, как коклюшки избавляли людей от депрессии и одиночества. И давали возможность немножко заработать.

- А можно ли сейчас зарабатывать кружевоплетением?
- В одиночку это сложно. Воротнички и салфеточки - это не деньги, на которые можно всерьез рассчитывать. Моя задача сейчас - организовать мастерскую, чтобы выпускать кружево высокого уровня и одновременно дать мастерицам заработок, что для меня тоже очень важно.

- Что значит "кружево высокого уровня"?
- Во-первых, качественное. Переход цвета, например, должен быть естественным. В нормальный плетешок игла должна входить с большим скрипом, а я видела фабричное кружево, в которое можно было спичку протолкнуть! Это разве качество? Я своим ученицам говорю: пока три метра "насновок-семечек" не сплетете, вы их делать не научитесь. Да, кропотливо, долго, но необходимо.

Во-вторых, кружево должно быть индивидуально. Здесь нам повезло со стилистом. Вера Залетова - наш художник по кружеву и главный консультант. Я подготовила людей, базу, отработала технологию, а она пришла со своими знаниями художника. Поэтому в ее кружеве есть шарм. Осталось собрать хорошую команду портных и... найти сотню тысяч рублей, чтобы сделать первую коллекцию. Я уверена: наши изделия достойны уровня и Юдашкина, и Зайцева.

- Разве того, что вы уже сделали, не наберется на коллекцию?
- За последние три года мы сделали больше ста работ, но все они расходятся, мы иногда даже сфотографировать их не успеваем. Спонсоров нет, поэтому мы вынуждены копить коллекционные вещи поштучно. Поиск современного стиля ведем последние 6-7 лет. Создаем и деловые костюмы, и вечерние платья, и аксессуары: кружевные галстуки, перчатки, браслеты. Стараемся, чтобы цвет кружев объединял гаммы нескольких вещей в гардеробе, чтобы их можно было комбинировать в разных вариантах. Если удастся решить вопрос с фурнитурой, будем делать кружевные веера и зонты.

Хочу создать льняную летнюю коллекцию. Лен экологичен, снимает статическое электричество, дает лечебный эффект - недаром врачам рекомендуют работать именно в льняной одежде. За границей это один из самых популярных материалов, а у нас нет ни хороших льняных ниток, ни тканей. Обращаемся за материалами в Чайковский, Вологду, Кострому. Нам продают... что останется, так как вся их продукция с шумом уходит за границу. Возвращается к нам в виде костюмов и по соответствующей цене.

Тем обиднее, что чахнет наше удмуртское льнопроизводство. С помощью своих работ мне хотелось бы решить эту проблему. Существует программа "Русский лен", на основе которой можно развернуть целую индустрию: нижнее белье, столовое, постельное, верхняя одежда - все с кружевами ижевской школы. Это и новые рабочие места, и не только в Удмуртии. Можно будет подключить тот самый кружевной цех в Советске, который сейчас простаивает.

Моя мечта - создать салоны ижевского кружева в Москве и Петербурге. Мы можем покорять мир. Кружево надо продвигать, только таким образом его можно сохранить. Я очень надеюсь, что звон коклюшек никогда не затихнет.

Шуба в кружевах.
В Предуралье кружево появилось в петровские времена. Один из недорослей, отправленных Петром учиться за границу, взял там жену-голландку, по возвращении отчего-то попал в немилость и был сослан в слободу Кукарку (ныне город Советск Кировской области). Голландка была кружевницей и дала начало вятскому промыслу — одному из семнадцати, процветавших в дореволюционной России. К сегодняшнему дню все они практически исчезли. Кружево отстало от времени (хотя в 20−е годы и были попытки изображать в узорах парашюты и трактора), оказавшись атрибутом тихой мещанской жизни. Однако сегодня в Ижевске существует-таки кружевная школа и даже успешно развивается.

Увлекшись в юности рукоделием, Ирина Суркина освоила все его виды: вышивку и вязание, бисер и макраме. Но «заболела» она именно кружевом, и именно кружеву учиться было не у кого. Год за годом по крохам собирала знания о ремесле, сама делала коклюшки, месяцами корпела, разбирая узор. И плетение было освоено. «Сразу пришла мысль, что надо организовать курсы для других». Они были созданы Ириной около десяти лет назад, за это время успели постичь азы ремесла три тысячи человек. Правда, до диплома дошло не более трехсот: у кого-то не хватило терпения, у кого-то времени.

Параллельно с преподаванием Ирина Суркина занималась маркетинговыми исследованиями. Они укрепили ее в убеждении, что в традиционном направлении прорыва не будет, надо искать новый стиль. Этот поиск и стал основой творческого союза Суркиной с Верой Залетовой, главным стилистом и художником по ремеслу.

Первым качественным шагом стала идея коллекции «Уральские самоцветы»: кружево в подражание цвету и рисунку камня — малахита, чароита, бирюзы — в сочетании с батиком. Следующая ступень — введение в узор разноцветного бисера. Предпочтение извивающимся растительным орнаментам взамен геометрических узоров. Наконец, отказ от традиционных форм: воротничков, салфеток, манжет. Правоту такого решения подтвердил Валентин Юдашкин: «Уходите от воротника, это хомут на шее». Так появилась асимметричная динамика пелерин и вставок, напоминающих перья жар-птицы, бег ажурного узора вслед за изгибами фигуры; комбинируемые аксессуары: кружевные галстуки наподобие мужских, перчатки, шляпки, сумочки, в перспективе — зонты и веера…

В ближайших планах Ирины Суркиной и Веры Залетовой — собрать дипломированных кружевниц под крышу единой мастерской и дать им постоянный заработок, выпуская фирменные ижевские изделия. При содействии федеральной программы «Русский лен» можно создать целую индустрию, дающую рабочие места не одной сотне человек. Сейчас собирается коллекция для большого столичного показа. В перспективе возможно открытие салонов в Москве и Санкт-Петербурге.

В последние три года ижевское кружево буквально на глазах набирает обороты. Выставки уже проходили в Венгрии, Марокко, Португалии и даже на родине европейского кружева — в Нидерландах (где его давно уже делают на машинах по заданной компьютерной программе: искусство ручного плетения и в Европе фактически утеряно). Поэтому кружево ижевской школы с честным ярлыком «Handmade» имеет все шансы покорить мир.

Волшебные кружева Ирины Суркиной.
...Вечером, когда поздний троллейбус увозил меня домой, я поймала себя на мысли, что героиня моей статьи удивительно напоминает мастерицу со знаменитого портрета великого русского живописца Василия Тропинина ”Кружевница”.

Для Ирины Федоровны Суркиной древнейшее искусство плетения кружева на коклюшках стало любимым занятием. - Еще в студенческие годы увлеклась вязанием, - рассказывает Ирина Федоровна.- Первое изделие - берет - вышло не комом, а вполне прилично, и я долго и с гордостью его носила. А потом мама показала мне, как вязать крючком кружевные воротнички. Я связала их всем своим сестрам - их у меня четыре, - и они очень радовались обновкам.

Увлечение постепенно стало профессией, теперь я редко вспоминаю о своем высшем техническом образовании. - А кружевоплетение, на ваш взгляд, работа или искусство? - Я считаю работой то, что делаю, но уровень ее качества позволяет сказать, что это искусство. Мне одной, конечно, этого не добиться.

В 1992 г. я организовала центр ”Ирина”, где стала учить кружевоплетению женщин, оставшихся без работы (их изделия с удовольствием покупают посетители выставок), и тех, кто хотел изменить свой стиль в одежде.

- А где вы берете идеи для своих работ? - Изучала историю костюма разных стилей и эпох. Очень выручают книги - всякий раз открываю для себя что-нибудь новое: то вспомогательную деталь, то кусочек орнамента - и вдруг получается эффект, который придет неповторимость всему изделию. Сложные орнаменты мы создаем по уникальным рисункам замечательной художницы Веры Залетовой.

Чтобы научиться тонкостям плетения кружев, Ирина Суркина побывала в Вологде, Рязанской области, Кирове и Москве. Самостоятельно подготовила программу по составлению сколков (соединений узелков в кружеве), поэтому каждая созданная ею вещь оригинальна и эксклюзивна. Сейчас в стадии разработки столовое и постельное белье с кружевными вставками и монограммами, крестильные наборы - работа сложная, требующая невероятной сосредоточенности.

- Я долго обдумываю узор, прежде чем перенести его с бумаги на кружево: настоящее творчество не терпит суеты. Мне нравится усложнять узоры. Безусловно, это требует времени, кружевоплетение очень трудоемкий процесс, довольно монотонный. Например, плетение небольшой салфеточки занимает почти три недели, а кружевной чехол для мобильного телефона - еще больше.

Почти каждый год мы демонстрируем свою коллекцию жителям нашей республики. Была прекрасная экспозиция в Москве, а также за границей: во Франции, Шри-Ланке, Пакистане, Венгрии, Португалии, Голландии и Германии. За рубежом ощущаю гордость за Россию: у нас по-настоящему талантливые люди. Я очень ценю наших рукодельниц: Светлану Рыбакову, Татьяну Патрушеву, Ольгу Смердову, Татьяну Гатину, Любовь Яковлеву...

17 октября 2007 Жалоба или претензия.    

ранее новости позже
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы иметь доступ к материалу рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
  • Автор: klk
  • Комментарии: 0
  • Просмотры: 2832
  • Закладки:
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.