О кружеве с разных сторон

А. Цорн Кружевницы 1894 г.
Давно хотела выложить подборку различных авторов на тематику развития кружева вообще, и в России в частности. Подборка неоднозначна, так как в ней имеется разный подход к теме. Тем и интересней. Авторы, чьи материалы использовались, вроде все указаны, если кого пропустила, отпишитесь, от греха нашего, ничтоже сумящего и не по злобе. А то иной раз за три строчки переведённой книжецы готовы прямо удавить. Бесит иногда: где эти хреновы популяризаторы? Гонорар получат и трава не расти! Какие мы великие прям!

Кружево, текстильное изделие без тканой основы в котором ажурный орнамент и изображения образуются в результате переплетения нитей (шёлковых, хлопчатобумажных, шерстяных, металлических и др.). Кружево применяется для отделки одежды, белья в виде окаймления (мерные Кружево; полосы-прошивки, зубчатые бордюры) или вставок (штучные Кружево треугольники квадраты овалы), а также для изготовления дорожек, салфеток, покрывал (штучные Кружево).

Главные особенности Кружево как вида декоративно-прикладного искусства - воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Для Кружево характерно слияние ажурных узоров и грунта (сетка фона) или контрасты плотного узора (порой рельефного) и ажурного грунта, разнообразие ритмического построения узора, выявление цвета, блеска, фактуры нитей.

Часто выразительность Кружево подчёркивается цветом и фактурой ткани с которой Кружево сочетается. По технике исполнения Кружево бывает ручное и машинное. Ручное Кружево плетётся на коклюшках (точёные или резные деревянные палочки), шьётся иглой. Существует также вязаное Кружево, выполненное крючком или на спицах и имитирующее плетёное и шитое Кружево Плетёное Кружево подразделяется на численное и сколочное. Численное Кружево выполняется по числу переплетений без предварительного рисунка. Для него характерны геометрические узоры.

Сколочное Кружево («парное» и «сцепное» делается по «сколку» - рисунку, наколотому на картон или плотную бумагу, которые закреплены на валике. По точкам узора вкалываются булавки, которые оплетаются нитями образующими Кружево В «парном» Кружево узор и фон плетутся одновременно. В «сцепном» Кружево основные элементы узора выполняются в виде тесёмки (т. н. вилюшки) и соединяются между собой (с помощью крючка) нитями «сцепками» или «решётками»). В «парном» Кружево преобладают геометрические узоры а в «сцепном»-растительные.

Кружево появилось на рубеже 15-16 вв., по видимому, в Италии. Ранние шитые Кружево представляли собой полоску с зубцами, заполненную геометрическим или растительным орнаментом, а также изображениями людей и животных. В конце 16 в. получил распространение (в Венеции, Милане, Генуе) гипюр, т. е. Кружево, в котором элементы шитого или плетёного узора соединены тонкими связками. B середине 17 в. узор шитых венецианских гипюров состоял из характерных для барокко динамичных завитков и крупных цветов с рельефным контуром. В 18 в. Италия теряет своё значение как ведущая страна по изготовлению Кружево, на первое место выступают Фландрия и Франция.

Во Фландрии производство Кружево развивалось с конца 16 в.: сначала шитых, с геометрическим узором, затем - плетёных. Особенно славились тонкие плетёные Кружево типов «бенш», «валансьенн», «малин» (названия по городам, в которых они производились), с орнаментом, образованным плотным переплетением нитей, на фоне из узорных сеток. В начале 18 в. стали изготовлять легкое и воздушное тюлевое Кружево (см. Тюль), в орнаменте которого использовались мотивы рококо: гирлянды, завитки и т. д. Крупнейшим центром кружевоплетения стал Брюссель. С середины 18 в. здесь делали аппликацию по тюлю. Способ изготовления такого Кружево ускорил, удешевил производство и создал условия для появления крупных изделий - шалей, пелерин и т. д.

Во Франции производство Кружево развивалось с середины 17 в. Шитый гипюр с изящным узором (мелкие растительные побеги, фигурки людей, амуров и др.) изготовлялся в Алансоне, Аржантапе, Седане. В 18 в. в тех же центрах производили шитое по тюлю Кружево с узором в виде букетов, гирлянд и завитков. В конце 18 - начале 19 вв. орнамент тюлевого Кружево располагался по краю, а на остальной части фона помещались мелкие цветочки, или т. н. мушки. В городах Кан, Шантийи, Байё, Ле-Пюи производились и плетёные тюлевые Кружево типов «блонды» (из золотистого и чёрного несучёного шёлка) и «шантийи» (из белого и чёрного кручёного шёлка).

В России первые сведения о производстве в царских мастерских плетёных Кружево в виде прошивок из золотых и серебряных нитей с характерным крупным плоскостным узором относятся к 1-й четверти 17 в. Введение в 18 в. общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению производства Кружево в монастырях и помещичьих усадьбах. Художественный эффект русского Кружево 18 в. с геометрическими и растительными узорами (нередко близкими орнаменту крестьянской вышивки и тканья) заключался в живописности, достигаемой применением различных материалов: белого льна, цветного шёлка, золотой и серебряной нити.

Однако, помимо общих черт, в русском Кружево 18 в. наблюдаются и особенности, характерные для отдельных художественных центров: Галича (ныне Костромской области), Ростова, Вологды, Балахны, Калязина, Торжка, Рязани и др. В 1-й четверти 19 в. производство Кружево начинает принимать форму промысла. В советское время (20-е гг.) организована промысловая кооперация, объединившая кружевниц в основных центрах кружевоплетения, созданы курсы и художественно-рофессиональные школы. В советском Кружево, развивающем богатые художественные традиции русского Кружево, используются русские типы узоров, а также новые орнаментальные мотивы. См. также статьи Елецкое кружево,Вологодское кружево.
Автор: Н. Ю. Бирюкова.

С 19 в. получает распространение дешёвое машинное Кружево, подражающее образцам ручных Кружево Первые попытки механизировать производство грунта сделаны в 1768, когда на трикотажной (чулочной) машине изготовили сетку, похожую на фон Кружево В 1809 английский конструктор Джон Хеккот изобрёл тюлевую челночную машину. Постепенно машинное производство получило распространение, т. к. вышивание рисунка на готовой сетке занимало сравнительно немного времени и не было таким трудоёмким процессом, как изготовление грунта.

С 1863, после изобретения в Швейцарии вышивальной машины, начали применять машинный способ нанесения рисунка на тюлевую сетку. Одновременно стали нашивать на тюлевое полотно аппликации из тонкого батиста. В 1834 удалось установить жаккардовый аппарат (см. Жаккарда машина) на тюлевую машину. С этого времени грунт и рисунок (т. е. Кружево в целом) вырабатывается машинным способом. В 1837 тюлевые машины были впервые завезены в Россию (в Петербург), где было организовано гардинное производство.

Машинное Кружево вырабатывается на плетельных машинах с жаккардовым аппаратом, челночных кружевных машинах, на вышивальных машинах и основовязальных машинах.

На челночных машинах Кружево образуются за счёт перевива двух систем нитей: основной и уточной (челночной). При взаимодействии челнока и бёрда во взаимно перпендикулярных плоскостях происходит кручение (обвивка) нитей с последующим связыванием между собою узлами. На этих машинах вырабатываются только хлопчатобумажные Кружево.

Однако тяжёлые условия труда (смазка рабочих органов машины графитом) при выработке челночных Кружево, а также невозможность вырабатывать их из химических волокон заставили искать новые способы производства Кружево В дальнейшем Кружево стали изготовлять способом вязания. Он в несколько раз производительнее челночного и не требует графитной смазки. Фон (сетка-грунт) Кружево, полученных на челночных машинах, имеет ромбовидную структуру, а на основовязальных прямоугольную.

Кружево с ромбовидной структурой сетки без какого либо рисунка носит название «гладкий тюль». Кружево с рисунком, имитирующим рисунок Кружево с челночных машин, вырабатывают на рашель-машинах с узорообразующими гребенками. Рабочая ширина основовязальных машин до 4000 мм. Одновременно вырабатывают несколько десятков полос Кружево, которые снимаются в виде сплошного полотна, а затем разрезаются или распускаются на отдельные полосы.

Автор: М. И. Петров, а так же: Лит.: Работнова И. П., Русское народное кружево, М., 1956; Бирюкова Н. Ю., Западноевропейское кружево 16-19 вв., в собрании Эрмитажа, Л.,1959.

Из других источников:
Кружево называется сетчатая сквозная ткань, состоящая из сплетения нитяных узоров, в виде различных орнаментов и фигур, цветов, листьев, изображений зверей и птиц и даже целых бытовых сцен, характеризующих современную им эпоху. Кружево обыкновенно окаймлены более или менее выдающимися зубчиками, отчего на Западе они получили названия: "dentelle", "Spitze".

Русское слово Кружево (стар. круживо), вероятно, происходит от слова "круг" - окружать, и служило в старину для украшения богатой царской или великокняжеской одежды. На плетенье и шитье Кружево употребляют нитки серебряные и золотые, шелковые, в настоящее время большей частью только одноцветные черные или белые, льняные, бумажные и шерстяные (Mohair).

Кружево разделяются на две главные категории: шитые иглой (point а l'aiguille) и плетеные на коклюшках (dentelle aux fuseaux). Так как на первые требуется больше труда и искусства, они всегда ценились очень высоко и могли быть приобретаемы только богатыми. Кроме того, есть Кружево, которые вяжутся крючком, как напр. ирландское Кружево и Кружево, вязаное тамбуром.

Наконец, за последние годы появилось еще Кружево машинное. Кружево, служа украшением, нередко доставляет немаловажный предмет заработка в местностях, где развито домашнее или кустарное его производство.

Представляя, поэтому, живой экономический интерес, кружевное дело достигает иногда такой высокой степени художественного совершенства и такого выражения национальных или местных особенностей, что может считаться искусством, а потому неудивительно, что Кружево сделалось предметом подробного изучения и о нем составилась весьма обширная литература, начиная с самого появления Кружево в эпоху Возрождения и до настоящего времени.

Как на самые замечательные исследования по этой части, можно указать на труд французов Сегена и Лебретона, англ. писательницы г-жи Бюри-Паллизер и нем. проф. Альбрехта Ильга. В России этим вопросом много занималась С. А. Давыдова, изучившая обстоятельно кружевное дело почти во всех губерниях России по поручению министерства финансов (см. "Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России" и "Русское Кружево и русские кружевницы", роскошное издание, заслужившее почетный отзыв и золотую медаль от академии наук).

Сведения о Кружево дошли из глубочайшей древности. В Библии говорится о легких, прозрачных, богато вышитых тканях, которыми украшали храмы и одежды священнослужителей. На некоторых египетских мумиях можно встретить одежду с сетчатой каймой и вышитым по ней узором. На найденной в прошлом столетии в Портичи статуе Дианы, находящейся в неаполитанском музее, край одежды украшен сеткой с богатыми разноцветными вышивками.

Что собственно плетением сеток, т. е. филейной работой (filet), занимались с незапамятных времен, а также, что их иногда украшали вышивками, вообще не подлежит сомнению, но только в конце XV или скорее в начале XVI в. появились прелестные ажурные ткани, сразу завоевавшие себе почетное место среди богатых, художественных украшений того времена и сделавшиеся, на первых же порах, важным предметом промышленности и торговли.

Многие писатели отвергают восточное происхождение кружевного производства на том основании, что такое легкое, грациозное искусство могло быть только созданием художественной жизнерадостной эпохи Возрождения. С другой стороны, весьма вероятно, что Кружево постепенно работалось из вышивок, которыми так любили украшать свои одежды все народы и во все времена, и из соединения этих вышивок с сетчатой тканью.

Работы с выдернутыми из полотна нитками давно известны на Востоке и ошибочно называются Кружево, на чем, вероятно, и основано мнение о восточном происхождении Кружево.

Этими работами и поныне много занимаются турецкие женщины, да и у нас в России в некоторых местах вышивки по выдернутому полотну носят название Кружево.

Вышивание и плетение составляли любимое занятие женщин в средние века, даже в знатных домах. В монастырях осталось много богатых образцов искусства этого времени. К тому же времени относится род вышивки по ткани, напоминающей канву; это были маленькие квадратики, вшивавшиеся в четырехугольные пяльцы, по которым вышивали разнообразные узоры.

Вышивки эти назывались по-франц. "resenil" или "filet", a также и "lacis", откуда, вероятно, и происходит англ. название Кружево "lace". Мода на эти квадратики была очень распространена. Хотя уже в 1363 г. упоминается о Кружево в законе, изданном англ. королем Эдуардом III и воспрещавшем ввоз иностранных кружевных вуалей, а в Швеции Кружево было известно еще с 1335 г. - громкую славу стало приобретать кружевное искусство только с конца XV в., когда в Италии появились первые Кружево, шитые иглой.

Мода на большие воротники, окружавшие шею в несколько рядов и носившие название "фрез", дала мысль украшать их зубчиками. Для этих зубчиков возникло известное "punto in aere" (стежки в воздухе), что и было первым намеком на Кружево.

Сначала эти зубчики были очень узки, а потом мало-помалу становились все шире и шире, кружевницы стали выделывать разные узоры, соединяя их тончайшими нитками по разным направлениям и при помощи иголки связывая их разными узелками и петельками "picots"; потом, для придания рельефности рисунку, в контуры фантастических цветов и листьев стали всаживать конский волос, который тщательно обшивался, а серединки затягивались самыми разнообразными нитяными узорами, в виде тончайшей паутины.

Особенно прославилась своими шитыми Кружевом Венеция, откуда уже в 1493 г. вывезено было в Англию богатое Кружево для коронации Ричарда III. Художественное исполнение венецианских Кружев придавало высокую цену их производству; на них тратились такие баснословные деньги, что во многих странах стали прибегать к изданию законов, ограничивавших употребление таких дорогих украшений; но производство Кружева все более и более развивалось, а художники, в угоду богатым заказчикам, изощрялись в изобретении новых рисунков.

Появилось множество сборников узоров. Из них более известны: Antonio Taglienti (1528), Nicolo d'Ar i stoteli (1530) и Giovanni Antonio Vavassore (1530). Различные сорта Кружева, производившихся в Венеции в XVI ст., носили названия: punto reticello, tagliato in aria, tagliato a fogliami, a groppo, a maglia guadra, а самый известный венецианский point или венецианский гипюр был известен под именем "point de rose".

Из других городов, которые в XVI в. соперничали с Венецией по части кружевного искусства, можно указать на Рагузу, затем на Милан и Геную, славившиеся особенно производством Кружева, плетеных на коклюшках (шелковые Кружево с золотыми и серебряными нитками, а в Генуе также белые и черные гипюры).

Это производство кустарного промысла и до сих пор сохранилось в окрестностях Генуи. Плетение Кружева производится при помощи точеных палочек, называемых коклюшками; они обыкновенно с одного конца утолщены, а с другого имеют шейку с пуговкой для намотки ниток.

Коклюшки бывают различной величины, толщины и формы, смотря по толщине ниток и требованиям той страны, где Кружево производится. Узор, который желательно выплести, рисуется на гладкой толстой бумаге или на пергаменте и протыкается в тех местах, где следует вкалывать булавки, на которых задерживается и скрепляется нитка.

Эти рисунки называются у нас сколками и могут служить на бесконечное число Кружев. Кроме этого для мастерицы еще требуется подушка, на которую накалываются сколки; подушки бывают плоские, круглые, маленькие и большие, смотря по роду выплетаемого Кружева, например в Бельгии иногда употребляют очень маленькие и плоские, скорее пяльца, чем подушки для отдельных цветов, вшиваемых потом на тюль (dentelle d'application), в Барселоне подушки очень длинные, а в Байе (Bayeux) они очень широки и применяются для производства тонкого Кружева, требующего иногда до 600 коклюшек.

Но самые большие, известные под именем "almofados", употребляются португальскими кружевницами в Vianna do Gastello. Они скорее похожи на барабаны, приспособляются в корзины между ногами мастериц и достигают до высоты их рук. Весь материал и приспособления, нужные для плетения Кружева, дешевы, не требуют большого помещения и могут переноситься из одного места в другое.

Кружевное дело поэтому неоценимо, как одна из форм кустарного производства. Работа может исполняться как на воздухе, так и в комнате, как взрослыми, так и детьми. Шитое Кружево требует еще меньше приспособлений, так как для него нужны только иголка и ящик для предохранения ниток и работы от пыли.

Хотя Нидерланды и оспаривают у Италии славу изобретения плетеного на коклюшках Кружева, но всего вероятнее, что плетеное Кружево появилось в Италии почти одновременно с шитым и, благодаря частым сношениям между обеими странами, фламандские мастера познакомились там с новым производством и перенесли его к себе на родину.

В мюнхенской королевской библиотеке хранится сборник рисунков под названием "Neu Modelbuch allerlei Gattungen Dantelschn ür", напечатанный в Цюрихе Христофором Фротоверном, с двумя гравюрами на заглавном листе, изображающими двух женщин, плетущих Кружево на коклюшках.

Этот сборник помечен 1536 г., и мы из него убеждаемся, что в это время уже плетеное Кружево было известно в Германии и Швейцарии и перенесено было туда из Италии и Венеции.

На портретах фламандской школы только с конца XVI в. появляются богатые украшения из плетеного Кружева. Благодаря превосходству и тонкости льняной нитки в Бельгии, производство Кружева там нашло богатую почву для своего развития; действительно, оно так быстро распространилось в этой стране и приобрело, как по исполнению, так и по рисунку такой самостоятельный характер, что вскоре далеко опередило всех своих иностранных соперников.

Это и дало повод к предположению, что родина плетеного на коклюшках Кружева - Бельгия. Во Франции издавна процветали всякие женские рукоделия, вышивки, филейные работы (lacis) и пр. В 1530 г. флорентинец Франческо Пеллегрина издал для французского двора сборник узоров, посвященный им королю Франциску I; почти одновременно появился в Кельне другой сборник рисунков, изданный Квинтелом или Квинти.

В этих сборниках находятся собственно узоры, представляющие как бы переход от полотна с выдернутыми нитками и с вырезанными и затянутыми нитками местами к воздушным points, т. е. настоящему Кружеву.

Во всяком случае почва была подготовлена и потому неудивительно, что когда кружевное искусство перенесено было из Италии во Францию, оно там распространилось с неимоверной быстротой. Первая картина во Франции, где встречается Кружево* - портрет Генриха II в версальском музее.

При описании въезда этого короля в г. Лион в 1548 г. говорится о богатых нарядах, украшенных шнурами или Кружевом, так наз. "bisette"; это название, точно также как впоследствии наименование одного рода Кружева - блондой "blonde", происходило, вероятно, от рыжевато-сурового цвета этих Кружев, т. е. цвета небеленого полотна.

Супруга Генриха II, Екатерина Медичи, выписала из Италии некоего Фредерика Винчиоло, который в 1587 г. издал подробный сборник всех существовавших в то время узоров. Вкус к Кружеву вскоре так сильно развился во Франции, что богатые вельможи, выписывая их из Италии и Нидерландов, где они уже достигли высокой степени совершенства, тратили на них громадные суммы.

Ими обильно украшали не только различные части как женского, так и мужского туалета, но и обшивали сапоги, украшали мебель, особенно кровати, и даже внутренность экипажей (carosses).

Тогдашнее французское правительство не могло не обратить серьезного внимания на значительный отлив денег за границу, вызывавшийся страстью к ношению дорогих иностранных Кружев, особенно развившейся при Людовике XIV, и так как предпринимавшиеся ограничительные меры не приводили к цели, то, по настоянию Кольбера, сознавшего всю пользу, которую можно было извлечь из насаждения кружевного производства внутри страны, в местностях, где почва уже была для этого отчасти подготовлена, именно в Алансоне, Кенуа, Седане, Аржантоне, Реймсе и др., были основаны королевские мануфактуры, для чего вызвано было, по словам Вольтера, 30 мастериц из Венеции и 200 из Фландрии.

Успех предприятия провзошел всякие ожидания: способные ученицы не только быстро усвоили себе технику производства, но со свойственным француженкам вкусом внесли в него еще более утонченное изящество. Очень скоро Кружево, изготовляемые на королевских мануфактурах, особенно знаменитый алансонский "point à l'aiguille", превзошли, по исполнению и красоте, все до тех пор существовавшие и приобрели громкую всемирную славу.

Сначала все шитые иголкой Кружево носили во Франции общее название "point de France"; но вскоре в различных центрах производства, они приобрели совершенно различный характер как по рисунку, так и по свойству сетки, на которой воспроизводились узоры. Алансонские Кружево, всегда чрезвычайно тонкие и дорогие, с самого появления своего славились неизмеримо больше всех остальных и, хотя производство их иногда несколько и сокращалось, но сохранило и до сих пор свое первенствующее положение.

Производство шитых Кружев процветало также в Аржантоне, но во время революции пришло в упадок и только с некоторого времени опять возобновилось. Теперь город Байе (Bayeux) славится своими шитыми Кружевами и в его мастерских воспроизводятся несколько старинных points.

В Алансоне, где вначале подражали только венецианскому point, производство очень скоро приняло совершенно самостоятельный характер и там впервые введен был новый род Кружев с правильным сетчатым фоном (réseau), резко отличающийся от неправильных нитей, украшенных разными петельками (пико) гипюрных Кружев (guipures).

Этими последними особенно славится Лангедок. Гипюры, плетеные на колюшках в городе этой провинции Le Puy en Velay, являющемся центром производства, расходятся в огромном количестве. Гипюры бывают нитяные, шелковые и шерстяные; производство их, по исполнению и по употребляемому материалу, применяется ко вкусам времени и к часто изменяющейся моде.

Той же специальностью, т. е. гипюрами, занимаются также в Миркуре, в Вогезах, но исполнение Кружево там более тонкое. Город Орильяк (Aurillac) издавна славился своими золотыми и серебряными Кружевами и производство их составляло в свое время там важную отрасль промышленности.

Знаменитое point валансьен сделалось известно только в XVIII ст., когда в этот город было перенесено производство Кружева из основанной Кольбером мануфактуры в Кенуа (Quesnoy), но оно приняло тут совершенно самостоятельный характер; прозрачная, тонкая, правильная сетка-фон плетется одновременно с узором, и цветы не имеют никакой рельефности, вследствие чего это Кружево лучше поддается стирке и глажению.

До революции город Валансьен был центром всего производства, но потом оно перешло в соседние города и сосредоточивается ныне в местностях между Поперингом, Куртре и Гентом. Есть еще одно французское Кружево, пользующееся большой известностью - это черное шелковое Шантильи, производство которого основано было в начале XVIII столетия Екатериной де-Роган.

Город Шантильи долгое время был центром всего кружевного дела в Иль-де-Франс, и хотя оно теперь совершенно исчезло из окрестностей Парижа и перенесено в Нормандию, но самое Кружево все еще сохранило свое прежнее название.

Производство его утвердилось теперь около городов Каен (Caen) и Байе, где в настоящее время работает огромное число мастериц (в Байе их более 60000). В этих двух городах выделывается еще род шелкового Кружево, называемого блондой; название это дано было ему по его суровому цвету, теперь делают только белые и черные блонды. Блонды в настоящее время делаются более на испанский манер, т. е. по шелковой сетке, большими матовыми цветами, плоским шелком. Они употребляются на мантильи, национальный головной убор испанок, и изготовляются преимущественно в Барселоне и, как сказано, в Байе.

В Испании, куда кружевное производство перенесено было также из Италии, в старину делали богатые шелковые, серебряные и золотые Кружева; эти последние, по своему блеску и рельефности узора, были особенно эффектны и под названием "point d'Espagne" пользовались большой известностью.

Из Испании и Португалии знакомство с кружевным искусством перешло на остров Мадеру и в Южную Америку, а из Португалии также на остров Цейлон и в Остиндию. В Голландии и Бельгии на производство Кружева не употребляли ни шелку, ни серебра, ни золота, но тончайшие льняные нитки, которые и доставили фландрским Кружевам вполне заслуженную славу.

Здесь характер кружевных рисунков сделался сразу самостоятельным и оригинальным. Страсть фламандцев к растениям и цветам отозвалась и на кружевных узорах, особенно, когда введена была правильная сетка вместо прежнего гипюра. В Брюсселе и его окрестностях издавна делаются великолепные, тонкие, чрезвычайно изящные шитые Кружева (piont à l'aiguille и point d'application), брюссельские, которые приобрели громкую мировую известность.

Теперь на них идет уже не прежняя тонкая льняная пряжа, но простая бумага; впрочем, из этого материала искусные бельгийские мастерицы умеют выделывать такие прелестные изделия, что они раскупаются в большом количестве; вывоз их напр., в Соединенные Штаты, очень велик.

В Нидерландах высокой степени совершенства достигло производство Кружева, плетеных на коклюшках. Эти Кружева пользовались особенным почетом в прошлом столетии, во время, предшествовавшее великой революции, и ценились, главным образом, за мягкость контуров рисунка, сливающихся с фоном.

Из них известны: "point de Flandre", "point de Bruges", "point Duchesse" и особенно "point Mabuis", нежное, мягкое и изящное по рисунку. При производстве Кружева обыкновенно, а в Бельгии в особенности распространено разделение труда - каждая мастерица имеет свою специальность: одни делают цветы, другие - листья или узоры, третьи готовят сетки (réseau) и т. п. Под упомянутыми выше "point d'application" известны Кружева, впервые появившиеся во Фландрии и принадлежащие к числу шитых. При производстве этих Кружев цветы и др. узоры шьются или плетутся отдельно на особых маленьких плоских пяльцах и потом нашиваются на готовую сетку.

КРУЖЕВА РУССКИЕ. Из альбома С.А. Давыдовой. II.
Из собраний кружева XVIII в., сцепное, шелк. разноцветное. Рязанской губ. Кружево XVIII в., сцепное, из бел. нит., золот. блесток и желтого шелка; покрышка для стола. Белозерск Новгородской губ. Кружево сцепное, нит., проемное, старинное, край. Орловской губ. Кружево начала XIX в., сцепное, нит., концы полотенца. Нижегородской губ.

Никаким ограничениям и запрещениям, как на Западе, Кружево у нас не подвергалось. При Петре Великом характер кружевного производства совершенно изменился. Выписано было много иностранных мастериц, и жены наших вельмож, в угоду царю, стали сами учиться новым способам этого производства и вводить эти способы у себя в домашнем быту между дворовыми девушками.

Но это уже перестало быть их исключительным занятием, как в до-петровские времена, прежние рукодельные работы отошли на задний план и нашли себе главное убежище в женских монастырях. Там, действительно, кружевное дело долго удержало свой прежний характер и сохранилось много старинных способов плетения и старинных узоров, хотя все-таки иноземное влияние проникло и туда.

Русское народное Кружево уцелело лишь в глуши отдаленных деревень. Там также сохранились некоторые старинные образцы и узоры. Самым старинным русским Кружевом считается численное; способ его производства, основанный на повторении того же рисунка посредством счета ниток, теперь почти вовсе утрачен; по сохранившимся редким образцам, в нем видно стремление к подражанию разным вышивкам.

Потом стали употреблять узоры, предварительно наколотые на бумагу, и такое Кружево* получило название сколотого русского. Есть еще сцепное Кружево, которое часто называется и немецким, так как имеет с ним много сходства; узоры в нем связаны редкой сеткой (см. "Русское Кружево и русские кружевницы", ч. I, отд. II, стр. 12).

По способу производства, а также и по рисунку, старинные русские Кружева носят самые разнообразные наименования: "кованого", "плетеного", "шитого", "пряденого", "волоченого", "низаного" и "саженого" жемчугом Кружево и т. п. или же "кожутного", "кущащатого", "кружкового" и пр.

Названия же узоров часто весьма типичны и оригинальны; так, напр., в некоторых губерниях встречаются названия: "насновка", "рыбка", "репеек", "дорожка", "оплет", "полотнянка"; в других же: "протекай речка", "ветки проводы", "бровки-пытки-города", "мельницы", "круги", "денежки", "корабли и полукорабли" и пр., и пр.

На Западе только в редких местах встречаются такие типичные названия узоров, в Дании, напр., можно найти такие названия как: "петуший глаз", "паук", "лира", "труба", "перья" и т. п. Во Франции в "le Puy" некоторые Кружева носят также самые оригинальные названия, напр. "merlin à mouche", "serpents à l'araignée", "blondes a coeur de l'araigné e", "arcades de la prude", "neige de St. Paulin", "pattes de Coup" и т. д.

В недавно появившемся сборнике финляндских узоров мы находим также некоторые названия, по типичности своей напоминающие наши русские, хотя едва ли можно предполагать, что близость Финляндии отразилась на наших Кружевах; сравнивая наши старинные Кружева с финскими старинными, находящимися в богатой коллекции, собранной В. Д. Комаровой, нельзя положительно найти никакого сходства между ними.

Согласно исследованиям В. Д. Комаровой, производство их введено было в Финляндии францисканскими монахами еще в средние века, с целью помочь материальному положению населения. В городе Раумо, в Абосской губ., где прежде был католический мужской м-рь, утвердилось это производство.

До XVIII ст. у нас в России очень распространено было металлическое Кружево, но потом оно уступило место отчасти Кружеву из разноцветного шелка, но особенно из льняной нитки, а впоследствии даже и бумага вошла в употребление для плетения кружев.

Кружева плетутся у нас более или менее тем же способом, как и на Западе. Что касается рисунка, то в Минской и в Рязанской губ., напр., влияние иноземное отразилось менее, чем в других местах. В Любовицкой волости Минской губ. крестьянские Кружево имеют совершенно своеобразный тип, а в селениях близ г. Михайлова Рязанской губ. характер Кружева в высшей степени оригинален.

По мнению С. А. Давыдовой, две губернии, Новгородская и Рязанская, имели выдающееся значение в начале развития у нас кружевных работ. В настоящее время в губерниях: Вологодской, Тверской, Новгородской, Тульской, Нижегородской, Рязанской, Орловской, Ярославской, Вятской, Казанской и Московской плетение Кружева широко распространено и имеет определенный сбыт, в других же губерниях: С.-Петербургской, Архангельской, Пермской, Оренбургской, Уфимской, Самарской, Пензенской, Тамбовской и Тобольской оно имеет только местное значение.

Благодаря даровому крепостному труду, в наших помещичьих усадьбах в продолжение многих лет было в большом ходу кружевное производство. Кружево плелись наподобие венецианских и других иностранных ("Маlines", "Guipures", "Bruxelles" и отчасти "Alen ç on" и "Chantilly"). Но после освобождения крестьян, кружевное дело у нас пришло в упадок.

Впрочем, за последнее время оно опять оживилось и в обществе проявилось сильное стремление к ознакомлению с прежними старинными образцами, особенно, чисто русских национальных узоров. Сильный толчок развитию кружевного производства дала, основанная в 1883 г. стараниями С. А. Давыдовой, Мариинская практическая школа кружевниц, находящаяся под Августейшим покровительством ее Императорского Величества.

Несмотря на весьма непродолжительное ее существование, она уже успела заявить себя не только художественно исполненными изделиями, заслужившими уже немало похвальных отзывов и медалей на всех выставках, где они появлялись, но главным образом тем, что подготовленные ею искусные мастерицы, возвращаясь в свои отдаленные деревни по окончании курса, распространяют приобретенные сведения в разных местах России, вносят больший художественный вкус в русское кружевное производство.

Начальница этой школы, E. Е. Новосильцева, создала новый род Кружева, получивший за границей название "point de Moscou". В 1885 г. ей удалось ввести производство шитого Кружева в Тамбовской губ., где в имении Ал. Ник. Нарышкиной теперь им занято уже более 170 семейств.

Вообще за последние годы кружевное дело сильно развилось в России; неурожаи 1891-92 г., так бедственно отразившиеся на народном благосостоянии в некоторых местах империи, заставили правительство и помещиков обратить внимание на разнообразные отрасли кустарной промышленности, как на новый источник заработка для населения. Таким образом, во многих губерниях заведены были школы кружевниц.

За границей русские Кружево пользуются большим почетом, спрос на них очень велик и вывоз их с каждым годом делается все значительнее. Изобретение механического производства Кружева в Англии произвело целый переворот в кружевном деле всего мира. В 1768 г. одним рабочим, по имени Гаммонд, открыт был, на простом вязальном чулочном станке, способ производства гладкого тюля. Результат этого первого опыта далеко еще не был удовлетворителен, и только с появления станка Хеткота (Heathcote) в 1809 г. можно считать тюлевое производство вполне установившимся.

Потом в нем сделаны были разные усовершенствования Морлеем в 1811 и в 1824 г., а также Ливером и Турбаном, Кларком, и Марлом; их станки относятся оба к 1811 г.; только с применения системы Жакара, в 1837 г., можно считать изобретение машинного производства кружев законченным. Подробности об устройстве кружевных машин и о машинном производств Кружев (см. S. Ferguson), "Histoire du tulle et des dentelles m é canique en Angleterre et en France" (П. 1862); William Felkin, "A history of the machine-coronght hosiery and lace manufactures Cambridge" (1867); Hugo Fischer, "Die Shitzenmaschine von E. Malh è re in Paris" ("Dinglers polyt. Journal", 1871, т. 240, стр. 274); Ernst M ü ller, "Ueber Bobbinetmaschinen mit Jaquard-Einr." (Civilingen, 1884, т. 30, стр. 513).

Эта новая отрасль промышленности, благодаря низким ценам фабрикантов, получила в настоящее время широкое и быстрое развитие. Главным центром машинного кружевного производства следует считать Нотингам и его окрестности в Англии, St. Pierre des Calais во Франции; кроме того существуют фабрики в Лионе, Лилле, Дуэ, St.-Quentin и др. Машинным производством Кружева во Франции занимается 31500 человек, а годовой оборот его достигает до 85 млн. франков.
Т. Б. Семячкина.

3 сентября 2008 Жалоба или претензия.    

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы иметь доступ к материалу рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
  • Автор: klk
  • Комментарии: 0
  • Просмотры: 1876
  • Закладки:
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.