Кружева, кружева...

Михайловское кружево


Михайловское кружево вновь приобретает свою красоту и самобытность. Из белых и цветных нитей мулине мастерицы с помощью деревянных палочек (коклюшек) создают узоры, радующие глаз красочностью и богатством фактуры.

Единственное в мире цветное коклюшечное михайловское кружево названо так по имени города Михайлова, расположенного близ Рязани. Сегодня, когда мы возвращаемся к своим истокам, михайловское кружево вновь приобретает свою красоту и самобытность, являясь уникальным не только в России, но и в Европе.

А впервые о кружевах заговорили в ту пору, когда были изобретены рыболовные сети. Женщины для отделки предметов быта плели подобные сеточки, украшая их узлами и вышивкой. Есть даже предположение, что кружево существовало еще до возникновения письменности. Мастерица, плетя кружево, закладывала в орнамент изделия не только свое настроение, но и свои пожелания, поэтому ее творение служило для украшения быта и одновременно являлось своеобразным письмом, которое она отправляла своим друзьям или родственникам. И, может быть, в элементах узоров, которые кружевницы обычно называют «мушки», «паучки», «рыбки», «колокольцы», заложены послания от наших древних предков.

Сейчас существует множество разных техник кружевоплетения: вологодская школа, елецкая, многочисленные европейские техники. Михайловское кружево это не «кружевная пена», это тяжелое кружево, которое по своей технике приближенно к ткачеству. Кружевницы создают его по счету переплетений. Эта сложная кропотливая работа выполнялась обычно в старину в крестьянских семьях, которые стремились украсить и себя, и свой быт. Но это были не крепостные крестьяне, а свободные люди. Этим и объясняется буйство красок и цветов присутствующих в орнаменте изделия, которые создавались с любовью и без принуждения.

Вообще традиционное михайловское кружево почти на две трети состоит из красного цвета, к которому добавлен белый, золотой и черный. Допускаются и приняты вкрапления из других контрастных цветов.

Главным условием михайловского кружева является то, что орнамент и узор кружева обязательно должны читаться. Если внимательно посмотреть, например, узор «Балалайка» – то снизу он «читается» как музыкальный инструмент, а сверху его очертания напоминают купол православного храма.

Основной рабочий инструмент у кружевниц – деревянные коклюшки, которые изготавливают из различных пород деревьев: сосны, груши и других. Соприкасаясь друг с другом при плетении в руках мастериц, они создают свою особую мелодию. Иногда на одно изделие необходимо порой до 110 коклюшек. А у кружевниц михайловской школы особые коклюшки. Они другие не только по форме, но и по весу. Более тяжелые и мощные, они должны обеспечивать сильное натяжение нити. Кстати, кружевницы михайловской школы используют только нитки мулине или льняные. Это нитки, которые не красятся даже при кипячении.

Когда-то такой курс михайловского плетения преподавали в Мариинской школе кружевоплетения, созданной при императорском дворе в Санкт-Петербурге. Но после революции эту школу перевели поближе к истокам, на Рязанщину, потому что михайловское кружево должно плестись на его родине, в Михайлове.

Когда держишь в руках готовое изделие михайловских кружевниц, то просто диву даешься от того, что эта красота есть творение рук человеческих, потому что путь от первоначальной идеи до ее окончательного воплощения не так прост. Сначала художник придумывает узор, который переносится на бумагу, но не карандашом, а проколами иглы. Получается так называемый «сколок». Затем сколок помещают на подушку, набитую сеном или соломой. Кружевница закрепляет нитку, намотанную на коклюшки, и начинает плести кружева в соответствии с заданным узором. Причем самое трудное место в изделии проплетается обычно самим главным художником.

Раньше кружева оценивали по весу, причем один грамм кружева приравнивался к одному грамму золота, поэтому кружева порой называли «золотыми».

Сейчас мастера и художники создали на родине Есенина свою художественно-творческую мастерскую, продолжая создавать великолепные предметы прикладного искусства и восстанавливая древние традиции уникального михайловского кружевоплетения и пополняя таким образом золотой запас России. 

Алена Атассовская.

26 июня 2006 Жалоба или претензия.    

ранее новости позже
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы иметь доступ к материалу рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
  • Автор: klk
  • Комментарии: 0
  • Просмотры: 1719
  • Закладки:
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.