Китагава Утамаро. Гравюры

Китагава Утамаро. Гравюры


Китагава Утамаро, выдающийся японский художник, во многом определивший черты японской классической гравюры периода ее расцвета в конце ХVIII в. Его настоящее имя - Нобуёси, а Утамаро — псевдоним, который художник стал использовать с 1781 г.

После смерти отца Утамаро переехал из провинции Мусаси в Эдо. Здесь он поступил в студию Торияма Сэкиэн - художника школы Кано - и оставался там в течение семи лет.

В 1775 г. происходит его знакомство с издателем Цутая Дзюдзабуро, оказавшим огромное влияние на его творчество. Многие его прекрасные альбомы, иллюстрированные книги, серии станковых гравюр появились в результате длительного сотрудничества с Цутая. Из современников наибольшее влияние на Утамаро оказал Тории Киёнага.

Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал пейзажи, изображения фауны и флоры (альбомы гравюр "Книга о насекомых", 1788, и др.), однако прославился произведениями, посвященными гейшам квартала Иосивара (альбом гравюр "Ежегодник зелёных домов Йосивара", 1804). Виртуозно обыгрывал декоративный эффект белой поверхности бумаги. Часто использовал безконтурную технику письма, киноварь и слюдяную краску в печати. в ряде случаев использовал в женских портретах погрудные композиции (впервые в японской ксилографии). Утамаро достигал особой тонкости в передаче душевных состояний.

В его раннем творчестве доминируют стилизованные натурные штудии, предназначенные для воспроизведения в виде ксилографических альбомов (Дары прилива, 1778; Песни раковин, 1780; Книга насекомых, 1788). Затем самобытно преобразовал в своих произведениях стилистику Тории Киёнага, его современника, работавшего в русле школы «укиё-э» («картины повседневного мира» или «текущей жизни»). Создавая листы в жанре «бидзин-га» («красавицы»), рисовал — в отличие от других мастеров «укиё-э» и того же Киёнага — не только полнофигурные сцены, но и композиции типа «большие головы» («окуби-э»), позволяющие сосредоточить внимание исключительно на лице и прическе.

Плавными, текучими линиями создавал идеализированные, но в то же время и тонко дифференцированные по характерам образы, преимущественно женские (большинство его героинь — гейши, однако он обращался и к другим социальным типажам). Тонкое изящество этих гравюр (цветных ксилографий) сделало их архетипическим выражением национальных представлений о женской красоте. В серии Большие головы (1790) впервые применил слюдяной порошок, дающий эффект серебристо мерцающего фона. Среди других его гравюрных циклов — Замечательные красавицы шести чайных домов (1791-1792); Десять женских характеров, Шелководство, Женщины за шитьем, Красавицы кухни, 12 часов в чайных домах (все работы — 1790-е годы), Испытания верной любви (1800), Ежегодник зеленых домов Ёсивара (1804).

В 1804 г. за изображение героя японской истории Тоётоми Хидэёси в неподобающем виде, точнее даже не его, а его жены и наложниц, Утамаро попадает в тюрьму. Хотя арест продлился всего 50 дней, он нанес ему психологическую травму от которой он до конца дней так и не смог оправиться, и поздний период его творчества окрашен в трагические тона. Вскоре после освобождения из-под стражи Утамаро скончался.

Изысканно-поэтическое творчество Утамаро сыграло важную роль в пробуждении у европейцев конца 19 в. интереса к японской гравюре.

Формат: JPG, GIF.

11 сентября 2007 Жалоба или претензия.    

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы иметь доступ к материалу рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
  • Автор: klk
  • Комментарии: 0
  • Просмотры: 1354
  • Закладки:
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.