Шиворот на навыворот
Шиворот на навыворот - разг., неодобр. наизнанку, в неправильном порядке, в обратном, противоположном направлении по отношению к тому, как должно быть. Так пишут в словарях.
А почему?
Шиворотом в Московской Руси назывался расшитый воротник боярской одежды, один из знаков достоинства вельможи. Воротник мог быть стоячий или отложной, как правило из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п.
Кстати. Слово ожерелье происходит от слова жерло, горло, но не будем отдаляться от темы.
Стоячий воротник был неотъемлемой принадлежностью зипуна. Высокий стоячий воротник назывался козырь. Получил распространение в XVII веке. Делали его из бархата, парчи, наружную сторону богато расшивали золотом, серебром, жемчугом. Он был признаком щегольства.
Про щеголей XVII века говорили – «ходит козырем», это выражение дошло до наших дней. Сегодня иногда мы говорим «козырять» в смысле зазнаваться и важничать. Выражение «Ходить козырем» употреблялось по отношению к важному, осанистому человеку, выступающему уверенной походкой. Слово «козырять» было синонимом слова «важничать».
Форма воротника-козыря была близка к прямоугольнику, а высота его была такой, что он мог полностью закрыть затылок.
Отсюда родилось еще одно выражение «спать под козырем», видимо такое случалось только среди бояр - главных обладателей этого украшения.
Но даже для богатых людей иметь такой воротник-козырь было дорогим удовольствием. Вероятно, потому его делали съемным, чтобы можно было пристегнуть при необходимости к любому одеянию.
Так вот... А чем это я? Ах да!
В те далекие времена, при правлении первого русского царя Ивана Васильевича, прозванного Грозным, существовало легкое наказание для провинившихся или чем-то не угодивших царю бояр.
Боярина сажали на самую неприглядную лошадь спиной вперед и вывернутой наизнанку одежде. И в таком виде возили по Москве на потеху жителям столицы. Вывернув кафтан на изнанку и получится шиворот на навыворот.
Считалось, что для бояр это было очень унизительное наказание, ведь с ворами из простолюдинов поступали точно так же.