Из истории носового платка

Из истории носового платка

 

К сожалению, зимний период щедр на простудные и респираторные заболевания. Но разве какой-то там насморк заставит нас отказаться от праздничных планов? Слава богу, есть отличные спреи и капли, а в сумочке или кармане пиджака всегда найдется носовой платок… Стоп, стоп, стоп! Вы что, и впрямь полагаете, что носовой платок - для носа? Нет, знаете ли! Это было бы слишком… утилитарно, неинтересно, да и непрактично!

Дело в том, что у носового платка два предназначения. Первое - весьма приземленное: обеспечить нам определенный комфорт, скажем, в период гриппа. Но давайте будем реалистами - матерчатый платочек мгновенно превращается в рассадник вирусов, нам это надо? Пожалуйста, отнеситесь критично ко всяким там высказываниям, что «бумажным носовым платкам место в ванной комнате, а не в вашей сумке». Обзавестись упаковкой-другой одноразовых платочков - самое разумное, что можно сделать, если вы чувствуете недомогание и боретесь с насморком. Разумеется, выставлять напоказ их не следует, но использовать, уединившись - оптимальный выход.

А вот что касается матерчатого носового платочка, то он львиную долю времени, что проводит с нами на протяжении одного «выхода в свет», должен оставаться безупречно чистым. Или даже все время! Нет, он, конечно, может выручить нас, если внезапно напал чих или если что-то нас растрогало до слез, но все же это - аксессуар, и наши с ним взаимоотношения должны регламентироваться правилами хорошего тона в отношении аксессуаров.

Одно из главных составляющих нашего образа - аксессуары, вещицы, которые не являются прямым украшением внешности, но, несмотря на то, что мы не носим их как серьги в ушах или перстни на пальцах, они иногда характеризуют нас гораздо сильнее и мощнее, нежели ук­рашения. Такие вещи как ручка, зажигалка, оправа очков и носовой платок очень точно указывают на нашу щепетильность, вкус, финансовые отношения с миром выбираемых вещей. А потому просто недопустимая вольность - не позаботься о том, чтобы наши ин­дивидуальные вещицы никогда не были тем, что обычно называется «третий сорт для массового потребления».

Аксессуары не украшают нашу внешность, но подчеркивают и дополняют определенным образом нашу ауру благополучия, причем производят эффект не меньший, чем выбранный туалет, модная стрижка и даже автомобиль. Сомневаетесь? А вы (простите за натуралистичность) представьте, к примеру, выходящего из престижного авто импозантного мужчину, у которого из кармана вдруг выпадает влажный и грязный мятый носовой платок в красный горошек. Как отреагируете? Нет, аксессуары очень важны, в том числе и такая кажущаяся мелочь, как носовой платок.

Не зря сегодня и так и сяк «склоняют» ставшую афоризмом фразу Шанель: «Стиль создают детали». Вот и получается, что платочек - аксессуар с крайне ограниченным (скорее просто не исключенным полностью) практическим применением. Носовой платок «от кутюр» может стоить долларов 500, и это далеко не предел. Но даже если вы не планируете приобрести столь блистательные экземпляры, к вашим услугам современный выбор не столь дорогих платочков или даже «бабушкины кружевные» - у некоторых представительниц прекрасного пола, уверены, такие «раритетные» вещицы сохранились, и они сегодня в фаворе!

Для кого-то, быть может, прозвучат диковато дифирамбы какому-то там носовому платку. Но если вникнуть в тему, это быстро проходит! И пусть вас не смущает применительно к этому платочку обозначение «носовой» - собственно, этот аксессуар называли по-разному во все века и времена. Сейчас за ним закрепилось такое прозвание, но кто знает? Что уготовано ему в будущем? В качестве модного аксессуара платок характеризует стиль целых эпох.

Первые сведения о кусочке ткани, именуемом сегодня носовым платком, относятся к III веку до нашей эры и Древнему Риму, хотя трудно утверждать, что иные культуры не выдумали в то время чего-то подобного. Греческие и римские патриции пользовались им довольно широко во время обильных и продолжительных пиров, когда с его участников буквально пот катился градом. Так появились платки для лица - «орариум», «пинтеум», «сударий» или «судариум» (напрашивается, кстати, предположение о происхождении благородного обращения «сударь»).

Знатные горожане носили их на шее, плече, запястье, и уже тогда платочки были надушенными - представляете, сколько веков у этой доброй традиции! В III в. н.э. в обиходе появился платок «маппа» - больше аналог салфетки: им за столом вытирали рот и в него могли завернуть «с собой» какие-то сласти. Появляются платки и у монахов: они были почти метровой длины и носились привешенными к поясу. При византийском дворе платок становится символом чести и знатности, так что только дамы из правящей семьи имели право закреплять кусочек воздушной ткани на левом плече или локте.

В Китае для будущих «носовых» платочков использовались самые богатые шелковые материи, и к одному из их кончиков пришивались узкие того же цвета ленты длиною с четверть локтя, которыми нужно было привязывать платок к одеянию, чтобы он мог висеть спереди.

Во Франции во времена царствования Филиппа IV Красивого (1285-1314 гг.) в Париже идет бойкая торговля платками - большими и маленькими, плотными и тонкими, изящно украшенными; правда, в этот момент времени платок был в основном принадлежностью дамского туалета, превратившись в разновидность веера. «Веер» этот должен был освежать лицо и… отгонять мух. Ну а потом - потом платочек с прозаическим названием «носовой» без преувеличения правит бал!

К середине XV века, являясь неотъемлемым дополнением костюма, он стоит в одном ряду с драгоценными тканями и ювелирными украшениями и становится символом аристократизма, богатства, хорошего вкуса. Каков он? Это и платок жестко накрахмаленный, слегка кремового цвета, из очень тонкого льняного полотна; это элегантный, украшенный кружевом фаццолетто (fazzoletto), остромодный аксессуар в Италии XVI столетия, очень дорогой, стоящий целое состояние; это чудесные батистовые платочки всевозможных (от круга до треугольника) форм со сложнейшими вышивками - от них в восторге как дамы, так и кавалеры.


«Пользуясь квадратными носовыми платками, мы и не подозреваем, что выполняем указ французского короля Людовика XVI от 23 сентября 1784 года, согласно которому «длина платка должна равняться его ширине». То ли его величество так менял моду, которая тогда диктовала овальную форму платка, то ли внял жалобам, что при раскрое терятся много ткани.

А согласно Британскому королевскому закону о платках. Король Яков I собственноручно регламентировал количество раз, которые носовой платок можно использовать без ущерба для психики других людей: оказывается, не больше 12-ти, потом на платок смотреть уже страшно.»


Во время празднеств и торжеств, придворные франты держали их в руках ничуть не реже, чем дамы! Платок до такой степени становится органичен с туалетами, что невозможно представить наряд «без него»: великие художники, создавая фрески, изображали, например, Богородицу с вышитым платочком за поясом… В истории этикета началась эра, когда огромное значение отводилось «взмахиванию платочком», «просто держанию платочка в руке» или «упавшему платочку». Романтическая эпоха тайных знаков и интриг! А в XVIII столетии нежные платочки из кисеи, муслина, батиста, газа, в соответствии со стилем «рококо», начинают вышивать гладью, создавая уникальные узоры гирлянд из виноградных лоз, переплетенных цветов и листьев, аллегоричных изображений птиц и зверей.


«Чудеса мастерства вышивальщиц превращали платок в произведение декоративного искусства. Это позднее от всех ухищрений остались только вензеля и монограммы — изначально орнамент изящной вышивки был глубоко символичен. Например, в трагедии Шекспира «Отелло» фигурирует потерянный Дездемоной платочек, послуживший поводом для завязки интриги. Существует малоприметное и незначительное, на наш современный взгляд, обстоятельство, усугубляющее страдания ревнивого Отелло: вышитая на платке земляника считалась знаком супружеской верности...»


На Руси платочек, прежде чем стать обыкновенным носовым, тоже очень отличился. И звался он по-разному: «утирник», «личникъ», «ширинка» - ни в коем случае не в связи с деталью брюк, а потому, что «вширь»: квадрат материи (40 х40 см) ткали по ширине рамы ткацкого станка. В допетровское время одежда знатной девушки являла собой весьма монументальное сооружение, напоминающее позолоченную статую, так что медленные, величавые движе­ния, плавные поклоны и поворот головы объяснялись не только сводом общепринятых правил поведения, но и особенностью туалетов.

Обнаженными оставались только лицо и кисти рук. Легкий взмах яркого переливчатого шелкового платочка в руке помогал подчеркнуть грацию. Самые невероятные узоры оживали на ткани в полумраке низеньких светелок, «ширинки» вышивались золотыми и серебряными нитями, цветным шелком, украшались жемчугом. Ну а после разительной смены жизненного уклада, устроенной Петром I, не только княгини и боярышни могли похвастаться роскошными платочками - западная мода диктовала интерес к ним представителей сильного пола.


«Сколько носовых или «карманных» платочков было у светского человека? Вот, к примеру, выдержка из описи самого начала XIX века, из которой следует, что в гардеробе графа Н.П. Шереметева на тот момент числился 381 платок: «…батистовых с разноцветными каемками - 112, батистовых маленьких - 2, полотняных больших без каемок - 84, таких же поменьше - 112, таких же небольших с синими каемочками - 24, с красными широкими каемками - 8, с лиловыми - 6, с красными поуже - 18, с красными узкими - 6, клетчатых - 9.»


В галантном XVIII веке носовые платки широко распространяются в дворянской и купеческой среде благодаря моде на нюхательный табак. Многократное чихание оглашало великосветские гостиные. Это был прямо-таки ритуал - лениво доставать из кармана внушительную золотую табакерку, брать понюшку табака, неторопливо обмахивать табак с обшитого кружевами платка. Платки, кстати, именовались «карман­ными» и стали более плотными и практичными - у них теперь было реальное применение.

Перемены в социальной структуре XIX века сделали моду доступной для разных слоев общества. На каждый день употреблялись однотонные платки или с узкой цветной каймой, праздничные же аксессуары по-прежнему отличались изяществом и респектабельностью. Ну а в двадцатом веке культура сложнейшей вышивки, изысканный дымчатый оттенок старинной ткани, ароматы утонченных духов хоть и вызывали восхищение, навевали образ «прекрасного прошлого», но вовсе не были распространены ни у нас, ни за рубежом.

Впрочем, истинных Леди и Джентльменов мало волновало (да и сейчас не так заботит) распространенность и общепринятость чего-то там - ведь это на них равняется общество! И вот сегодня носовой платок как маленький изысканный аксессуар вновь завоевывает себе почитателей: в моде элегантность и стильные вещицы, подчеркивающие индивидуальность.

Потому, возможно, что рисунок вышивки в старину обладал смыслом, что-то символизировал, до сего дня кое-кто слышит о связанных с носовыми платочками приметах. Самая распространенная - когда даришь кому-то платочки, обязательно «стребуй» за них монетку, чтобы будущему их владельцу «не пришлось плакать». Как к этому относиться? Да как хотите. Ясно же ведь, что вздор, но если это как-то может нарушить ваше спокойствие - действуйте, чего уж там.

И в сонниках носовому платочку уделяется немало внимания. Они утверждают, что если вам снится носовой платок, сон сулит любовное увлечение, а также возникновение не предвиденных обстоятельств в жизни. Потерять его - знак того, что задуманное вами не свершится, а разорванный платок снится к ссоре. Увидеть грязный носовой платок во сне равносильно предупреждению быть осмотрительней и разборчивей в выборе своего ближайшего окружения, а свежие, сложенные в стопку - перспективе достойно проявить себя и получить выгоду.

Цветной носовой платок снится к рискованному и сомнительному предприятию, но это не означает, что дела непременно пойдут не лучшим образом. Шелковый - сулит гармонию в отношениях и общении. Если же даме снится, что она машет кому-то платком или видит, как это делают другие, то такой сон предвещает интересное приключение или путешествие, которое может вызвать сплетни и пересуды.

Источник: «ПРОСТО живи со вкусом». (04) 2006 г. Н. Новгород.

4 августа 2007 Жалоба или претензия.    

ранее новости позже
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы иметь доступ к материалу рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
  • Автор: klk
  • Комментарии: 0
  • Просмотры: 2412
  • Закладки:
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.