Маркетри

А. Кубрин. Матерь Божия 

Маркетри - художественный набор из различных по цвету деревянных пластинок с наклеиванием на основу. Основой является многослойная фанера или украшаемое изделие: мебель, пианино. Кусочки набора подклеиваются с обратной стороны клейкой бумажной лентой. Сам набор наклеивается лицевой стороной на основу под прессом.

Условия для появления маркетри появились после изобретения во второй половине ХVI в. станка для производства пиленого шпона. С этого момента шпоном стали ценные породы: черное, красное, розовое дерево - ими стали облицовывать мебель из местных недорогих пород. 

В Россию техника маркетри пришла позже, в 18 веке. Первые опыты относятся к петровскому времени, когда появились наборные паркеты. Сначала они выполнялись по эскизам европейских мастеров, а постепенно техникой в полной мере овладели и русские умельцы. Маркетри в это время обогащается применением травления и подцветки дерева, а также обжига и гравировки, что значительно расширило изобразительные возможности. Выдающиеся мастера выполняли в этой технике не только орнаментальные рисунки, но и пейзажи, сюжетные композиции. Русскими художниками создавались сложные наборные панно с видами Петербурга и дворянских усадеб, поражающие тонкостью и точностью прорисовки деталей. 

К середине 19 века интерес к маркетри угас. Но это касается не только данной техники, - становится все меньше творческого начала в проектировании и производстве мебели в целом. Приближалась пора поточного производства. 

В наши дни старинное искусство маркетри переживает новый виток популярности. Эту технику используют для отделки мебели, стеновых панелей, самостоятельных декоративных панно, а также любых других деревянных элементов оформления интерьера. Мебель с маркетри сегодня - показатель хорошего вкуса и материального благосостояния. 

В одном из залов подмосковного музея-усадьбы Кусково стоит небольшой столик, неброский, очень простой по форме. Но посетители все же задерживаются у него подолгу, рассматривая столешницу, украшенную тонким, сложным рисунком. Со скрупулезной точностью художник изобразил архитектурный ансамбль огромной кусковской усадьбы.

Присмотревшись, посетители обнаруживают, что пейзаж не написан красками, а выложен из множества кусочков разноцветного шпона. Быть может, не одну тысячу таких кусочков должен был подобрать терпеливый мастер, чтобы проделать эту ювелирную работу. Художник с честью справился с нею, показав неограниченные возможности мозаики из дерева. И - удивительное дело - несмотря на множество мелких элементов, рисунок органично вписывается в поверхность стола, составляя с ним единое целое. Существует предание, что автор этого удивительного столика, Крепостной столяр-краснодеревщик Никифор Васильев, ослеп сразу же после его изготовления - так велико было напряжение зрения.

Искусство мозаики из тонких пластинок - шпона, так называемое маркетри, возникло в XVII веке в Европе и наиболее широко распространилось во Франции. Какое-то время после зарождения техники маркетри мебель, сделанную мозаичными наборами, привозили в Россию из Западной Европы. Но уже в XVIII веке появляются отечественные мастера из крепостных. Техника маркетри продвинула искусство мозаики по дереву далеко вперед, так как заменила собой трудоемкую интарсию - врезание в деревянную основу кусочков различной древесины.

В. Захаренко. Осень

Интерес к технике маркетри не ослабевает до сих пор. Современные мастера украшают мозаичными наборами музыкальные инструменты, мебель, художественный паркет и многое другое.

Шпон делается из древесины различных пород, что позволяет получить достаточно широкую палитру цвета и текстуры.

Прекрасный материал для мозаичного набора - шпон из карельской березы. Ее волнистая текстура придает древесине необычайную декоративность. Древесина обыкновенной березы тоже вполне подходит для маркетри. Плотную розовато-коричневую древесину имеет груша. Часто применяется в наборах дубовый шпон, который хорошо протравливается (об этом мы еще расскажем) под так называемый мореный дуб. Легко поддается обработке умеренно твердая древесина грецкого ореха. Она прекрасно режется во всех направлениях и имеет широкую цветовую гамму - от светло-коричневого тона до почти черного. Широко применяется в мозаичных наборах красное дерево - махагони. Оно тоже бывает различных оттенков - от светло-розового до красно-коричневого.

Кроме перечисленных пород, наиболее употребляемых в маркетри, применяют любую древесину, со всевозможными пороками (свиль, ложное ядро, синева, крень, наплыв, краснина, двойная заболонь и т. д.). Для художника пороки дерева - находки, позволяющие получить своеобразный рисунок.

Но в маркетри используют не только естественную окраску дерева. Древесину многих пород иногда подвергают протравливанию - глубокому прокрашиванию, имитируя тем самым другие, более ценные породы.

Чтобы окрасить шпон в красный цвет, его сперва вымачивают в слабом растворе медного купороса (15 г на литр воды), потом высушивают и опускают в раствор желтой кровяной соли (железистосинеродистого калия) - она продается в магазине фототоваров. На один литр воды нужно взять 90 г желтой кровяной соли.

Чтобы получить голубой или светло-зеленый цвет, древесину протравливают раствором хлористого железа. Для получения темно-коричневого цвета применяют раствор медного купороса, для черного и серого - железного купороса, темно-зеленого - хлористой меди. Концентрацию растворов можно менять в зависимости от того, какой оттенок вы хотите получить.

Древесина дуба, ореха и бука, в которой много дубильных веществ, протравливается без предварительной обработки. А древесину липы, ольхи, березы, тополя, сосны и других пород необходимо перед протравливанием вымочить в отваре чернильных орешков - это такие наросты на листьях дуба. Если не найдете чернильных орешков, сделайте отвар из дубовой или ивовой коры.

Существует два способа выполнения набора в технике маркетри. Наиболее простой - выкладывайте орнамента из заранее нарезанных одинаковых элементов. Но этот способ имеет ограниченные возможности, так как позволяет сравнительно быстро выполнить только геометрический рисунок с повторяющимися элементами. И тем не менее начинать изучение техники маркетри желательно именно с этого простого способа. 

Второй способ - интарсия-врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы или другого цвета древесины.

Следующим постом выставлю пару книг на эту тему.

23 апреля 2008 Жалоба или претензия.    

ранее новости позже
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы иметь доступ к материалу рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
  • Автор: klk
  • Комментарии: 0
  • Просмотры: 2463
  • Закладки:
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.