Возникновение одежды

Первобытная мода


Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества (40-25 тысяч лет тому назад).

Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма.

Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность. Защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, одежда выполняет практическую функцию; украшая его — эстетическую функцию.

С практической целью защиты от непогоды и укусов насекомых человек в глубокой древности обмазывал свое тело глиной, сырой землей, жиром. Затем к этим смазкам добавлялись растительные краски — охра, сажа, кармин, индиго, известь, и тело уже с эстетической целью раскрашивалось различными способами и цветом.

Со временем непрочная поверхностная окраска сменяется татуировкой: слой краски пропускается под кожу в виде различных узоров. Точно так же перья, кости, волосы, зубы убитых животных носили на теле вначале как защитные и символические элементы костюма. Когда же тело все больше закрывается волокнистыми материалами собственно одежды, человек создает искусственные точки крепления для подвесок-символов, прокалывая отверстия в ушах, носу, губах, щеках, и носит их как украшения.

Окраска тела, татуировка были прямыми предшественниками одежды. Однако и с появлением одежды из волокнистых материалов они продолжают оставаться в костюме, выполняя иллюзорную и эстетическую функции.

Узоры татуировки впоследствии переносились на ткань. Так, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Возрастало и расширялось значение украшений в историческом костюме: сословное, символическое, эстетическое. Усложнялись и разнообразились их формы: съемные, укрепляющиеся на теле (браслеты, перстни, обручи, серьги); неподвижные, укрепляющиеся на ткани (вышивка, печатный рисунок, рельефный декор).

Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные виды одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали. Так появились два основных типа одежды по месту крепления: плечевая и поясная. Наиболее древняя их форма — драпирующаяся одежда. Она окутывала тело и держалась с помощью завязок, поясов, застежек. Со временем возникла более сложная форма одежды — накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорезы для рук и вырезая в центре сгиба отверстие для головы. Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела спереди разрез сверху донизу. 

Вероятно, пещерный человек начал украшать свое тело красной глиной и перьями. Разрисованное тело должно было устрашать врага и воздействовать на женщин, которые протестовали против того, что «ловец» брал любую из них по своему настроению. Спустя некоторое время «ловцы» были раздосадованы тем, что приходилось повсюду носить с собой горшки с гримом. Доисторические щеголи испещряли свое тело рубцами. Мужское тщеславие имело тогда такую же силу, как и спустя тысячелетия...

Первобытная мода

В создании первых мини-салонов нашим предкам помогала острая кость, т.е. рыбья игла. Древнему человеку пришла в голову мысль, что вокруг талии можно прикрепить листья, нанизанные на длинную траву. Он также установил, что сплетенная трава долгое время остается прочной, и таким образом появилась ткань. Хлопок из Индии произвел переворот в истории моды. 

Первые городские цивилизации пришли к более изысканным нравам, и одежда из кожи была заменена платьем и гримом, цель которых состояла в привлечении внимания, а не в отпугивании врагов. В плодородных низменностях Нила одежда стала символом общественного положения.

Вряд ли кто-то усомнится в том, что если 300 или 400 жен боролись за благосклонность одного-единственного мужчины, требования к одежде и гриму у них были очень высоки. При этом часто возникали проблемы. Например, во время угощения женщины клали в свои прически конусы с благовонным жиром. Угощение долго не длилось, так как жир начинал таять. 

Кстати!
Оказывается, некоторые детали истории нашего гардероба можно проследить по геному насекомого.

Насекомое само, правда, не из приятных: речь пойдет о человеческой вши (Pediculus humanus). В разные периоды своей истории Homo sapiens был знаком с несколькими разновидностями этого паразита. Две из них - вошь головная (P. humanus capitis) и вошь платяная (P. humanus vestimenti). Их геномы и подверглись тщательному сравнению в попытке выяснить, когда же человечеству впервые понадобилась одежда.

Немецкие ученые считают, что это произошло около 70 тысяч лет назад. Именно тогда паразитировавшая на Homo sapiens головная вошь начала эволюционировать в новый вид - вошь платяную (которая, как и следует из названия, паразитировать согласна только при наличии "платья"). Этот промежуток времени практически идеально совпадает с данными генетиков и палеонтологов о периоде выхода человека за пределы его родного континента - Африки, который датируют 50-100 тысячами лет назад. Тогда-то человеку (и не только ему), и понадобилось "утепление".

Сравнивая и анализируя геномы двух вариантов пренеприятнейшего насекомого, ученые приняли за отправную точку отделение человеческой вши от одного из видов вшей шимпанзе, которое, по-видимому, должно было совпасть со временем образования наших двух видов от общего предка. Это событие, в свою очередь, палеонтологи датируют периодом в 5,5 миллионов лет. С того времени человеческий и обезьяний виды не могли скрещиваться, а, значит, и "смешивать" собственные геномные изменения.

Таким образом, оценив различия в геномах обезьяньего и человеческого видов насекомого, можно задать своеобразную "шкалу" скорости эволюционирования человеческой вши. Сопоставив количество и "качество" различий в геномах двух форм человеческой вши и наложив их на полученную "шкалу", стало возможно примерно оценить время их расхождения друг от друга.

Кстати, анализ "вшивых" генов добавил ученым уверенности в том, что изначальной родиной человечества является Африка: различия в геномах африканских вшей явно большие, чем у их сородичей на других континентах, что говорит о более древней истории этой группы. В свою очередь, геномы отдельных особей головной вши разнятся больше, чем платяной, что свидетельствует о первенстве образования формы P. humanus capitis.

На следующем этапе немецкие исследователи намерены оценить время образования еще одной формы вши - лобковой. Так можно будет определить время потери нашими предками волосяного покрова. 

И таки да!
Пещерные люди любили… роскошь!

Культура "побрякушек" началась с пещерных людей Каменного века, примерно 280.000 лет назад. 

Новое научное исследование свидетельствует о том, что древние охотники любили окружать себя предметами роскоши, и вкус к красивым безделушкам, возможно, стал тем поворотным моментом, когда люди ступили на путь постепенного превращения из дикарей в цивилизованное общество. 

Бусинки, драгоценности и украшения, найденные в пещере в районе Бломбос, Южная Африка, как считают ученые, являются датированным символом изменения общества. Все эти вещи были созданы 77.000 лет тому назад. До сих пор полагали, что интерес к причудливым аксессуарам возник гораздо позже – где-то 40.000 лет назад. 

В статье, опубликованной на страницах журнала New Scientist, говорится, что древнейшие охотники-кочевники были гораздо более цивилизованными, чем думали раньше. Страсть к "побрякушкам" привела к ранней иерархии, в которой люди, обладавшие ими, казались более важными. 

В сообщении также говорится: "Массовая защита прав потребителей, возможно, была изобретением XX-ого столетия, но ее корни возвращают нас к рассвету человечества. 

"Престижные товары могли стать первым шагом на дороге к современной цивилизации, прокладывая путь к сельскому хозяйству и урбанизации. Никто не поверит парню, который тратит 670. 000 фунтов стерлингов на покупку Bugatti Veyron, что он поступает так, поскольку должен ездить со скоростью 250 миль в час. Все мы знаем, что он покупает исключительно символ особого положения в обществе. Но не упрекайте это - он просто цивилизованный человек".

17 июля 2006 Жалоба или претензия.    

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы иметь доступ к материалу рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
  • Автор: klk
  • Комментарии: 0
  • Просмотры: 1440
  • Закладки:
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.