О вологодском кружеве

Фото с выставки Серебрянная коклюшка"...застывшие краски северной зимы..." 

Одно из ярких проявлений русского народного искусства. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство исполнения придают ему художественное своеобразие, вызывают достойное внимание и любовь. 

Вологодские кружева стали популярны в Европе в конце 18 века. Модницы многих стран мечтали о нарядах украшенных именно Вологодскими кружевами. Да и в наши дни большинство иностранцев уверены, что кружева в России плетут исключительно в Вологде. Они имеют свою неповторимую особенность. Наряду с другими центрами плетения вологодскому всегда принадлежала роль зачинателя многих новшеств в этом виде искусства, а давняя и широкая известность нередко приписывала его оригинальность и самостоятельность русскому кружеву в целом.

Сегодня пока нельзя с уверенностью сказать, когда и в какой местности обширного вологодского края впервые возникло искусство плетения кружев; почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым это ремесло. Вполне возможно, что определенную роль в этом сыграли развитие льноводства и торговые пути, которые проходили здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской почве свои национальные формы.

Кружевоплетение как один из видов рукоделия был известен на Руси издавна. Им, подобно вышиванию, занимались женщины всех сословий. Но если платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотных, серебряных и шелковых нитей, то в народной одежде использовалось льняное, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей. Кружевоплетение знает несколько способов и разновидностей, из которых Вологда славилась главным образом сцепной и парной техникой. Парную выполняют множеством (до 200) пар коклюшек и применяют в основном при создании мерных кружев - прошивок и фестончатых краев для отделки. В сцепной технике плетут штучные изделия: скатерти, накидки, покрывала и др. Их выплетают по частям, которые затем соединяют небольшими скреплениями-сцепами с помощью вязального крючка.

Однако любое кружевное изделие создается из непременных четырех элементов - тесьмы-полотнянки, сетки-решетки, плотной овальной или квадратной насновки и шнурочка-плетешка. Все бесчисленное множество узоров кружева строится на их разнообразном рисунке и вариациях, сочетаний, часто оригинальных и неповторимых в каждой местности, где развито кружевоплетение.

В XVI-XVII веках кружева плели в вотчине Строгановых в Сольвычегодске, в XVIII-XIX веках - во многих помещичьих усадьбах. Одна из так называемых "фабрик" была создана под Вологдой в 1820-х годах в имении помещицы Засецкой. В истории вологодского кружева 1840-1860-х годов особо упоминается имя кружевницы А. Ф. Брянцевой. Ей и ее дочери С. П. Брянцевой приписывают совершенствование техники плетения, приоритет в создании ставших модными штучных изделий (воротников, накидок, платьев и т. п.). С. Брянцева обучила кружевному делу более 800 женщин.

Уже в середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле сложилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных районах. Особенно развито это ремесло было на территории бывших Вологодского, Кадкиковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них формировались свои особенности узоров, приемов плетения, свой круг кружевных изделий.
Промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине ХIХ века. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.

Но вместе с модой и ростом промысла появилось множество посредников-дельцов, скупщиков, которые захватили в свои руки сбыт кружевных изделий. Это вызвало низкую оплату труда кружевниц, быстрые темпы работы, удешевление материалов, упрощение узоров, увеличение количества изделий в ущерб их качеству, что в начале XX века привело к кризисному состоянию, промысла. Попытки земских организаций, некоторых энтузиастов и меценатов наладить производство и сбыт кружевных изделий, обучение молодежи, помощь мастерицам новыми образцами узоров не меняли существа дела и не могли противостоять жестоким законам капиталистической экономики.

Новая страница истории вологодского кружева открылась лишь в 1918 году, когда в разных районах области начали возникать артели кружевниц. В 1920 году они слились в Артельсоюз, а в 1930 году был создан специальный Вологодский кружевной союз, объединивший 40 тысяч кружевниц из 50 артелей Вологды и ее окрестностей, Усть-Кубинского, Кирилловского, Сокольского, Грязовецкого и других районов.

Поначалу кружевницы вспоминали и старались отразить в своих работах старинные местные узоры, от простейших мерных численных, исполняемых без сколка, до сложных сцепных.
Стало банальным утверждение, что орнаменты кружева навеяны причудливыми рисунками мороза на окнах. Возможно, был и такой путь в неуемной фантазии кружевниц. Но представив мысленно все бесчисленное множество и разнообразие (кружевных узоров, вряд ли можно согласиться, что этот путь был единственным. Уже одно перечисление названий старинных вологодских кружев говорит о самых различных впечатлениях и ассоциациях, которые послужили поводом к их возникновению; "суковатка", "косорядка", "банты", "паучок", "денежка", "ключики", "фарфорики", "елочка", "роза", "железная дорога", "черепашка", "американская клетка", "устьянская терка" и многие другие. 

Большинство из них строится повторением или чередованием простых геометрических форм - ромбов, квадратов, овалов, зигзагообразных полос, помещенных на фоне прозрачных сеток и решеток, Подобные орнаменты более характерны для мерного парного кружева. В крупных изделиях сцепного плетения чаще выполнялись растительные узоры, мотивы изобразительного характера. Так, например, типичное для многих видов народного искусства изображение птиц по сторонам дерева в вологодском кружеве приобрело свое выражение. Гибкая непрерывная линия полотнянки-вилюшки мягкими движениями и плавными поворотами выявляла композицию, где все фигуры сливались в едином линейном ритме.

Но, наряду с сохранением наследия, в 1930-е годы главной задачей вологодских кружевниц стало создание новых орнаментов, разработка современных мотивов и композиций в украшении кружевных изделий, сегодня в работах тех лет ощущается дух времени, 1риметы новой жизни. Одной из традиций старого народного искусства было умение любую тему претворить орнамент и подчинить выразительным средствам конкретного вида искусства. Среди узоров вологодских кружев 30-х годов появились символы и эмблемы Советского государства, изображения трактора, самолета, парашюта. Казалось бы, противоречащие самим своим существом природе тонкого изящного искусства, они нашли естественную и оправданную, для кружева форму претворения.
Успехи вологодских мастериц не раз отмечались наградами. В 1937 году на международной выставке в Париже они были удостоены высшего приза "за новизну и художественное исполнение кружевных изделий". Война прервала этот мирный труд. Но возрождение кружевного промысла началось уже в 1943 году.

В своем стремлении жить в ногу со временем, сделать кружевоплетение полноправным разделом советского декоративного искусства вологодские кружевницы за последние три десятилетия создали немало произведений, отмеченных оригинальностью замысла, новизной решений, совершенством исполнения. Эти достижения стали (возможны благодаря глубокому освоению и творческому развитию всего художественного наследия промысла. Перекликаясь с современностью, оно постоянно питало и питает поиски мастериц. А знание стиля, художественных и технических особенностей вологодского кружева помогает проявить индивидуальный почерк, сказать оригинальное слово в общем деле.

Техника кружевоплетения.
При ознакомлении с плетеными кружевами на первых порах может показаться, что техника кружевоплетения очень сложна и требует особой способности, особого дарования. Да, техника плетения кружев не так уж проста, однако изучение кружевоплетения не представляет больших трудностей. Работа эта требует к себе, прежде всего, любви, внимания, упорства, кропотливого труда и усидчивости.

Для плетения же кружев употребляются весьма несложные приспособления и инструменты: подушка, пяльцы, коклюшки, кололка, булавка, вязальный крючок и сколки кружев. Основным сырьем для плетения кружев служат нитки.

Подушка представляет собой круглый валик, туго набитый мякиной, опилками или сенной трухой. Изготовляется она так: берется кусок прочной плотной материи 45 X 85 сантиметров, узкие стороны куска сшиваются, а концы полученного чехла подрубаются, и в полученные таким образом рубцы шириной в 2-3 сантиметра продергиваются шнурки. Один конец чехла затягивается и крепко завязывается. Внутрь вставляется кружок из плотного картона или фанеры диаметром в 20 сантиметров. Этим кружком закрывают отверстие. Затем чехол туго набивают сенной трухой, мякиной или опилками, сверху опять вставляют такой же кружок (фанерный или картонный диаметром в 20 сантиметров), и чехол затягивается шнурком. Концы шнурков с обеих сторон убираются внутрь отверстий подушки.

Пяльцы представляют собой деревянную подставку для подушки высотой в 75 сантиметров и шириной в 40 сантиметров.

Коклюшки - это точеные круглые деревянные палочки с углублением для намотки ниток, как на катушках. Коклюшки также служат отвесом для ниток во время плетения. Накол - род тонкого шила, изготовляемого из обыкновенной швейной иглы, вставленной тупым концом в круглую, тонкую деревянную ручку. Употребляется для сколков.
Булавки. Обыкновенные булавки с круглыми головками. Они должны иметь ровную поверхность и не ржаветь, не то они портят кружева. Обычно используются хорошо никелированные, медные или омедненные булавки.

Вязальный крючок. Обычный металлический вязальный крючок, употребляемый для перекидывания петель и сцепления отдельных частей кружева.

Сколок, Кружева плетутся по рисунку, нанесенному на бумагу. Этот рисунок и называется сколком. Сколки обычно изготовляются литографским способом. Они также накалываются наколом на плотной бумаге от руки опытными кружевницами, так как от качества сколка зависит и качество кружева. Неопытная мастерица может при изготовлении сколка исказить рисунок, а это приведет потом к искажению и самого кружева. Сколки обычно изготовляются на плотной цветной бумаге (синего, желтого или другого темного цвета) с тем, чтобы на сколке хорошо была видна белая нитка. Чтобы ускорить изготовление сколков ручным способом, обычно берется несколько листов бумаги, поверх нее накладывается сам рисунок, и уже по точкам переплетений рисунка накалывается сколок. Бумагу при накалывании прикрепляют к сколку кнопками, чтобы она не сбивалась. В тех случаях, когда изделие шире листа бумаги, сколки постепенно приставляют один к другому с таким расчетом, чтобы крайние точки совпадали, этим исключается возможность искажения рисунка.

Сколок прикрепляется к валику следующим образом: на ровную, плотную поверхность подушки надевается чистый белый чехол, который сшивается так же, как и чехол самой подушки. Под сколок подкладывается несколько слоев мягкой толстой бумаги для того, чтобы булавки плотно сидели в подушке при натягивании ниток во время плетения кружева.

Кроме того, каждая кружевница пользуется еще двумя белыми чистыми платками; меньшим прикрывается кружево во время работы, а большим платком завязывается валик на время перерыва в работе.

Поскольку кружева плетутся парами коклюшек, то и нитка наматывается на пару коклюшек (примерно около трех метров нитки на каждую); при намотке нитки на коклюшки нить идет к себе снизу вверх. Таким образом получается, что один конец трехметровой нитки намотан на одну коклюшку, а другой - на Другую. Это позволяет при плетении кружева петлей надеть середину нитки на булавку.

По способам плетения кружева делятся на численное, сколочное и сцепное.
Численное кружево, наиболее старое и примитивное, плетется без сколка и прикрепляется к подушке булавками по краям. Этот способ плетения в настоящее время применяется крайне редко.

Сколочное кружево называется еще "многопарным", потому что оно плетется многими парами, а иногда и сотней пар коклюшек. Можно представить себе, сколько в этом случае требуется внимания и сноровки, чтобы не спутать узора. Такое кружево выплетается по заранее приготовленному рисунку или сколку, прикрепленному к подушке. Булавки, воткнутые в точки рисунка или накола сколка, держат основу и уток этой своеобразной узорной ткани. Особенность сколочного кружева заключается в том, что рисунок выплетается по сетке. При этом следует учесть, что сама сетка и рисунок по ней выплетаются одновременно.

Сцепное кружево выплетается частями незначительным количеством пар коклюшек и по заранее приготовленному рисунку или сколку. Но рисунок или сколок такого сцепного кружева резко отличается от сколочного многопарного кружева.

Подробности...
Русское кружево, создаваемое руками наших женщин, - одно из ярких проявлений русского художественного гения. Здесь, как и в других видах народного искусства, во всей полноте выразилось художественное дарование нашего народа. Русское плетеное кружево отличается от всех других кружев богатством к разнообразием узоров и, вместе с тем, жизненностью мотивов. Даже самые дорогие кружева с изумительно сложным плетением отличаются изяществом и четкостью узора. Cамым сложным узорам присуща прозрачная ясность.
***
У кружева есть одна особенность, отличающая его от вышивки. Вышивка была развита повсеместно, тогда как кружевное производство развивалось по отдельным районам. Это объясняется чисто экономическими причинами - наличием местного сырья и рынков сбыта. В самом деле, кружевоплетение вологодское, елецкое, вятское и других районов возникло и развилось там, где было развито льноводство и где имелись благоприятные условия для сбыта продукции - близость крупных населенных пунктов, водных путей и железных дорог. Наличие спроса и возможность быстрого сбыта всегда создавали необходимые предпосылки для массового производства изделий.
***
Почему нитяное плетеное украшение получило название "кружево"? Полагают, что название это имеет следующее происхождение: в старину одежда и предметы бытового употребления по концам украшались узорной вышивкой и плетением - "окружением", узор кружился. Отсюда возникло слово "круживо".
***
Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, относящейся к XIII веку. В 1252 году записано, что князь Даниил Галицкий при встрече с королем венгерским был одет в кожух "оливера грецкого", который был обшит золотыми плоскими кружевами. Князь Владимир Галицкий, умерший в 1288 году, перед погребением был увит "аксамитом с круживом".
***
Судя по сохранившимся образцам кружев XV века, они плелись из золотых и серебряных нитей сцеплением ромбов на сетке; такие кружева были прямыми лишь с маленькими зубчиками по краям.
***
Кружев, относящихся к XVI веку, не сохранилось, но, по имеющимся кратким сведениям, они употреблялись для украшения кожухов и были сажены жемчугом.
***
В богатейшей коллекции кружев Вологодского музея имеются образцы металлических кружев паркого плетения, относящиеся к XVII веку, а равно и нитяных кружев с вплетенной золотой или шелковой нитью, относящихся к более позднему периоду.
***
В XVIII и начале XIX века появилось кружево нитяное и нитяное с шелком с прямыми или зубчатыми краями.
***
Если в прошлые века кружевами считались самые разнообразные отделки, то в XVIII веке кружевом называлось только плетение из шелка, бумажных и металлических нитей. Все прочие кованые и тканые отделки стали именоваться уже галунами или позументами.
***
В начале XVIII столетия вологодская помещица Засецкая по примеру других помещиков задумала организовать производство кружев в своем имении Ковырино, в трех верстах от города Вологды.
Засецкая была большой любительницей всякого рода женских рукоделий. Особенно ей нравилось плетеное кружево, и она решила завести плетение кружев в своем имении, для чего использовать крепостных девушек. Сговорившись с помещиком Окуловым, который имел свою кружевную "фабрику" в Пошехонье Ярославской, губернии, об обучении кружевному делу крепостной девушки, она решила отправить туда Аннушку, одиннадцатилетнюю девочку, прилежную и способную к рукоделью. Засецкая не постеснялась оторвать ее от родных и послать для обучения кружевному делу в далекое Пошехонье. Это было в 1815 году.

Окончив срок обучения, Анна Михайловна вернулась в Ковырино и стала обучать кружевоплетению дворовых девушек. В мастерской были заведены те же порядки, что и у помещика Окулова. К 1820 году собственно вологжане и относят возникновение кружевной мастерской в Ковырине.
***
Русские, в том числе и вологодские, помещики усиленно насаждали в своих имениях кружевоплетение для собственных нужд и для продажи, С этой целью они создавали собственные мастерские, которые впоследствии назывались кружевными "фабриками". Так, по рассказам крепостной кружевницы, дошедшим до наших дней, в Вологодской губернии не было мало-мальски зажиточных помещиков, у которых дворовые люди не занимались бы плетением кружев.
***
Насколько быстро развивалось кружевное дело, можно судить по следующим данным: к 1893 году только в двух - Кубенской и Архангельской волостях было свыше 600, а в 20 волостях - свыше 4000 кружевниц. Особо развился этот промысел с начала XIX века: в 1900 году в вологодском кружевном районе насчитывалось около 20 000 кружевниц; в 1910 году, по данным земства, кружевоплетениём занимались 35 181 женщина и даже 245 мужчин. 

В журнале "Современное обозрение" за 1867 год рассказывается: "В настоящее время кружева плетет почти вся Вологда, или, точнее - все население вологодских чердаков и подвалов или первых этажей. Только дворянство да купечество не занимаются плетением кружев".
Кружева давали семье дополнительный заработок. В 1912 году только в районе Вологды насчитывалось до сорока тысяч кружевниц. Вологодские кружева шли на внутренний рынок и за границу.
***
22 февраля 1885 года состоялась выставка работ учениц школы. На этой выставке были представлены рисунки и работы учениц, вернувшихся в Вологодскую губернию, а также работы вологодских кружевниц, выполненные по рисункам и указаниям школы. Эти изделия показали, что кружевницы достигли больших успехов в технике плетения и точности рисунка. В школе было введено плетение толстых кружев. Кружева этого типа имели большой спрос в Париже, и одна французская фирма дала на них специальный заказ. Школа передала этот заказ в Вологодскую область. Вологодские кружевницы охотно взялись за его выполнение. Однако, как свидетельствуют очевидцы, при этом возникло не мало трудностей, вызванных, прежде всего, неаккуратностью мастериц в отношении строгого соблюдения рисунка, сроков выполнения заказа и качества самих кружев.
***
В 1858 году в кружевном производстве настало затишье, даже опытные мастерицы, только и жившие на доходы от кружев, с большим трудом кое-как перебивались. В 1861 -1862 гг. появилась мода на вышитые воротнички с длинными концами. Брянцева попробовала выплести подобного рода воротнички на коклюшках. Опыт удался. Кружевные воротнички работы Брянцевой понравились и стали пользоваться большим спросом, благодаря чему она стала зарабатывать до 60 копеек в день, в то время для кружевницы это был очень высокий заработок.

Нововведение вызвало новый приток учениц. За всю свою деятельность С. П. Брянцева обучила более 800 учениц, чем внесла в дело распространения кружевоплетения в Вологде и прилегающих волостях свой большой вклад. Обучением кружевниц, вместе с тем, София Петровна зарабатывала себе средства на жизнь.
***
В конце 1886 года в Вологде был создан специальный кустарный комитет. Целью этого комитета было способствовать развитию кустарных промыслов в губернии. При комитете была открыта постоянная кустарная выставка с кружевным отделом, которая по существу представляла собой склад кустарных изделий. 

Организованный при кустарном комитете склад выдавал кружевницам рисунки, сколки и образцы кружев, снабжал их материалами для плетения, принимал кружева для сбыта, если они были выплетены в соответствии с указаниями инструкторов склада, подготовленных в Петербургской практической школе.

Комитет вместе с тем пропагандировал вологодские кружева посредством выставок, устраивал их продажу на ярмарках и в магазинах, разъяснял в печати значение этого замечательного вида искусства, устанавливал связи с различными учреждениями, фирмами и лицами.
***
С 1926 года вологодские кружева все в больших размерах начинают проникать на международный рынок. Иностранные фирмы предъявляли свои требования только на определенный ассортимент кружев или кружевных изделий. Так, фирмы Англии давали наказы на поставку комбинированных льняных с кружевами скатертей, салфеток, сухарниц, подстаканников, наподносников, покрывал. На изготовление этих изделий шло лучшее русское льняное полотно Красавинской или Калининской фабрик. Германия, в свою очередь, требовала мерные тонкие кружева, а швейцарские фирмы - штучные кружевные изделия, комплектами для сервировки стола - сухарницы, подстаканники, салфетки, дорожки. В отличие от фирм других стран, Швеция заказывала большие настольные скатерти и широкие кружева с кистями для гардин из толстой льняной нитки. Американские фирмы заказывали комбинированные с полотном комплекты для сервировки стола с небольшими оплатами и ручной широкой строчкой: дорожки, наподносники, сухарницы и подстаканники.
***
Говоря о художественной ценности плетеных кружев, исследовательница кружевного дела в России С. А. Давыдова разделила их по мотивам и рисунку на две группы: кружево "аристократическое" и кружево народное. Если мы обратимся к прошлому кружевного производства, то увидим, что помещичьи кружевные мастерские достигли больших успехов в деле развития круженной техники и в области обогащения кружевоплетения новыми мотивами в соответствии со своими вкусами. Это так и есть на самом деле. Но для развития русского кружевоплетения этого было далеко не достаточно. "Аристократическое" кружево, которое выплеталось для высшего класса, естественно не могло представлять собой всего русского кружева, включая сюда и народное. Все недочеты "аристократических" кружев были восполнены в народном кружеве. Крестьянка (кружевница), вышедшая из народа и воспитанная на традициях русского народного прикладного искусства, не могла механически относиться к дорогому для нее кружевному делу.
***
Русское кружево в своем развитии прошло долгий путь от простейшей отделки одежды и предметов обихода до сложного по своей технике и художественному замыслу кружева.
***
В 1920 году в Вологде отмечалось столетие существования кружевного промысла в Вологодской губернии. Точна ли эта дата? Нет никаких документов о том, что кружевная мастерская, или, как ее тогда называли, "фабрика", в Ковырине, начала свое существование именно в 1820 году.
Рост моды на кружева и даровая сила в лице крепостных девушек способствовали развитию кружевного производства в помещичьих имениях. Искусство плетения кружев из помещичьих мастерских проникало в крестьянские избы, так как крепостные кружевницы постоянно общались с соседками и передавали им технику плетения. Таким образом многие крестьянки, надо полагать, владели искусством кружевоплетения. Кружевное производство получило широкое развитие не только в деревне, но и в городах. В чиновничьих, купеческих и зажиточных мещанских семьях занимались плетением кружев как модных домашним женским рукоделием. В бедных семьях горожан кружевоплетение служило источником дополнительных заработков. Городская беднота ради ничтожного заработка вынуждена была гнуть спину над пялами с раннего утра до позднего вечера.

В семидесятых годах девятнадцатого столетия крестьяне получили возможность в какой-то степени распоряжаться своим трудом. Этим воспользовались крестьяне, видевшие в плетении кружев источник дополнительных средств существования. Их теперь уже не страшила работа в помещичьей мастерской. С 1874 года кружевное дело стало широко распространяться в деревне, в этот промысел вовлекалось всё больше и больше крестьянок. К 1883 году кружевным производством был охвачен район вокруг Вологды, примерно, в радиусе 60 километров, в основном по линии Кирилловского, Архангельского, Петербургского и Пошехонского трактов.

24 июля 2006 Жалоба или претензия.    

ранее новости позже
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы иметь доступ к материалу рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
  • Автор: klk
  • Комментарии: 0
  • Просмотры: 4619
  • Закладки:
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.