Русская народная одежда сквозь призму ислама

Русская народная одежда сквозь призму ислама
Древние формы русского костюма тесно связаны с ведическими религиозными представлениями, верованиями, которые своими корнями уходят в Единобожие.

Формы народной одежды славян постоянно менялись, испытывая влияние различных культурных традиций, в ходе которых и складывались в особенности русского национального костюма.

Верхняя русская народная одежда.
Верхней русской народной одеждой называется вся наплечная одежда, надевавшаяся русскими крестьянами поверх рубахи, сарафана (или поневы, юбки) и передника, включая нагрудную женскую одежду (нагрудник, безрукавку, душегрею на лямках и др.). Женская крестьянская верхняя одежда по конструкции почти не отличалась от мужской, различие заключалось в деталях, размерах и степени декорирования. Женская одежда, особенно праздничная, больше декорировалась. И мужская и женская верхняя одежда запахивалась одинаково – правая пола глубоко нахлестывалась на левую, поэтому правая пола часто делалась длиннее левой на 5-10 см, линия борта – косой. Застежка располагалась в основном до линии талии: пуговицы или крючки – на правой поле, петли на левой.

Название верхней одежды разнообразны: встречаются древние общеславянские термины, такие как «свита» (от «свивать»), «гуня», «кошуля», «кабат», «кожух»; древнерусские – «опашень», «однорядка», «пониток», «сермяга», «супонник»; русские – «семишовка», «чуйка», «куцина» (от «куцый» – короткий), «поддевка», «шугай» и др.; термины восточного происхождения – «кафтан», «зипун», «шуба», «тулуп», «армяк». В русском крестьянстве элементы национального костюма сохранились в классическом виде до 30-х годов нашего столетия.

Свой классический вид русский костюм приобрел к началу XIX века. Для него стали характерны два основных стилистических типа:
1. Южный - сохранивший основные формы времен глубокой древности.
2. Северный - сформировавшийся в XV-XVIII вв.
Различия этих двух типов народного крестьянского костюма прослеживаются в женских одеждах.

Женский крестьянский костюм южного типа.
Крестьянский костюм представлял собой традиционный набор элементов. Каждый элемент имел свое значение и символику. Первое место среди элементов одежды крестьянок занимали рубахи: нижняя исподняя - «черная» и верхняя нарядная - «красная».

Трудовые рубахи в древности кроились и украшались соответственно виду деятельности, для которого были предназначены. Позже эта традиция сохранилась в изготовлении женских рубах - подольниц, которые шили для каждого вида сельскохозяйственных работ. К укороченной основе подшивался подол тканным узором, в котором были заключены представления о мироздании, заклинаниях, уберег.

Своими особенностями обладали праздничные рубахи. В праздничных рубахах особое внимание уделялось украшению рукава. Край рукава подчеркивался кумачовыми ластовицами, и сам рукав вышивался. Были рубахи с длинными орнаментированными рукавами, а также с рукавами отдельно одевающимися на рубаху. Длина и дала название праздничным рубахам - «рубахи-рукава». Такие рукава носили присборенными и называли наборными.

Символом зрелости, физической активности служила набедренная одежда - понева. В южнорусском использовалась вместо сарафана. Поневы (прообраз будущей юбки) состояли из трех полотнищ ткани, собранных на шнуре - гашники. Позже стали делать поневы из четырех полотнищ, причем переднее полотнище было из другой ткани. Такая понева называлась поневой с прошвой. Поневы имели темную расцветку с преобладанием клетчатых тканей с учетом возраста (чем старше была женщина, тем темнее понева). Обычно во время работы поневы носили кульком, подвернув полы за пояс - «с подтыканием подола».

Передник - запона или занавеска дополнял одежду крестьянки и являлся самой декоративной и богато украшенной частью и северного и южного женского русского костюма. Запона охватывала фигуру женщины от груди до щиколотки и завязывалась над грудью. Она могла быть цельнокройной с отверстиями для головы и рук. В праздник к этому костюму добавлялся еще один элемент новершник. Под этим названием понималась любая накладная, одеваемая через голову верхней одежды. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым и цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Костюм крестьянина.
Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Так как ткань была узкая (до 60 см), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые затем сшивались. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Цвет основной ткани, был, как известно, ярким. Порты шились неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи - кусни ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками – оборами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи.

Женские головные уборы и прически.
В русском народном костюме особое внимание уделялось головному убору. Он являлся своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать из какой местности его владелица, ее возраст, семейное положение и социальную принадлежность. Почти каждая губерния (а иногда и уезд) имела свойственные только ей формы головных уборов. Они были чрезвычайно разнообразные. Как известно, головные уборы замужних женщин, отличались от головных уборов девушек. По древнему русскому обычаю голова женщины должна быть всегда покрытой, потому, что по поверью, волос обладал магической силой. Этой силой наделяла женщин земля, как женщина имевшая волосы-нивы, и чтобы не навлечь несчастья мужу и его родне, она должна была тщательно прятать свои волосы . Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка.

Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу. У русских замужних крестьянок распространенной прической было плетение волос в две косы и укладывание их так, чтобы образовались рога. Известно также свертывание волос в пучок сзади.

Головной убор сложной, замысловатой формы - неотъемлемая часть женского костюма, символ плодородия и силы. Головные уборы очень разнообразные и самораспространенные - «сорока». Такой убор состоял из нескольких частей (число деталей доходило до 12) и весил до 5 кг. Три основные из них: налобная часть - кичка с рогами или гладкая; чехол из кумача, бархата или ситца - «сорока»; полотнище сзади - «позатылень». Ленты на висках и позатылень, гремящие украшения из металла, махры и меха, имитировали распущенные распущенные волосы - знак защиты от злых сил - оберег. Волосы, заплетенные в две косы и уложенные короной на голове, замужние женщины прятали от «дурного глаза» и от позора в маленькую шапочку повойник, который изготавливался из тонкой ткани или шелковой сетки. Повойник состоял из дна и околыша, который туго завязывался сзади. На шею и грудь надевали монисты, гайтаны, украшения из лент - «языки», «грудки».

Общепризнанным элементом головного убора как для южного так и для северного типа русского крестьянского костюма является платок. Платок – общераспространенный головной убор конца XIX века. Платок носили девушки и молодые женщины в разное время года. Они придавали их костюму особую красочность и своеобразие.

По старинному поверью свадебный платок обладал особой магической силой. Он состоял из двух цветов – красного и белого. Красный цвет – цвет мужчины, белый – цвет женщины, их сочетание означает брак. Свадебный платок был оберегом сам по себе. Встречались разнообразные платки: холщовые с тканым узором по краям, обшитые кумачом и бархатом из шерсти; из набивного ситца, цветного шелка.

Платки носили завязав и заколов над подбородком. Зимой носили шали и полушали – шерстяные или хлопчатобумажные. Платки повязывали поверх головного убора, позже их носили самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Девушки завязывали платок под подбородком или «по-бабьи» – концами назад (так носили платок и замужние женщины).
Скромнее выглядел костюм девушки. Отличительные его элементы: белый цвет, отсутствие поневы, девичья шушка - кусок согнутого пополам холста с отверстием для головы, волосы убраны в одну косу и украшенные лентами или повязками.

На селе чаще ходили босыми, одевая обувь (плетеную или кожаную). Лишь в праздники и холодное время года. Лапти плели из лыка различными способами, что делало этот вид обуви очень разнообразным, чем больше полос лыка, тем красивее и разнообразнее были лапти. Лыко разных пород древесины давало лаптям разнообразие оттенков цвета. Пара лаптей носилась 5-6 дней, потом она становилась негодной. Поэтому, отправляясь в дальний путь, приходилось брать с собой 3-4 пары лаптей. Лапти надевались на обмотки - онучи и крепились шнурками - оборами. Зимой лапти надевались на суконные онучи. Простой кожаной обувью служили постолы и поршни, изготавливаемые лишь из одного - двух кусков кожи. Очень распространенной женской обувью в южных губерниях были коты - туфли на толстой подошве с каблуками. Коты надевались на несколько пар чулок (до 8 пар), поэтому их размер был большим. Эта обувь богато украшалась аппликацией из сафьяна, блестками, мелкими гвоздиками и даже бубенчиками, держались коты на ногах с помощью шнурков оборов.

На фоне вышеизложенного достоверного материала хочется обратить внимание читателя на полное сходство требований Шариата и древних русских обычаев. Особенно четко это прослеживается в женских нарядах и одеждах, которые уберегают «слабую половину» от чужих взоров и, соответственно, усиливают порядочность общества. Если приглядеться повнимательнее, то обнаружиться удивительный факт полного сходства одеяний мусульманки и русской женщины. Вместо жиджаба – платок, косынка или кокошник, полностью закрывающие волосы. Сарафан закрывает фигуру женщины до пят.

Исламская женщина обязана одеваться по шариату. Одежда её должна соответствовать тому покрою, которая принята в той местности, где она проживает на данный момент, но не противоречит исламским канонам. (Для того, чтобы не выделяться среди других и не служить объектом пересудов). Мусульманке запрещено (Харам) показываться посторонним мужчинам с непокрытой головой, обнажёнными локтями, открытыми плечами, ногами, , в плотно прилегающей к телу или прозрачной одежде и т. д. Тем боле нельзя ходить им в коротких платьях, юбочках, - одежде неверующих распутниц, демонстрируя при этом не только ноги, но и все остальные свои прелести. Точно такие же требования заложены в старинных женских народных костюмах русичей, которыми поголовно пользовались с древнейших времен вплоть до начала ХХ века.

Факты - вещь упрямая. В глаза сразу бросаются единые корни у верований славян и последнего всеобъемлющего Руководства для мусульман.


Источник
Русь правоверная

26 декабря 2009 Жалоба или претензия.    

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы иметь доступ к материалу рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
  • Автор: klk
  • Комментарии: 0
  • Просмотры: 3177
  • Закладки:
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.