Холуйская лаковая миниатюра

Холуйская лаковая миниатюра

Эх, скоро выборы! Не вбросить ли свои пять копеек на алтарь политической критики и остракизма нонешней жизни, вооружившись рукодельной тематикой!? Сейчас развернусь во всю ширь, и разнесется по весям недовольный глас мой. Что поверили? А вот и нет, фигушки! Так как холуйская лаковая миниатюра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. (Ударение на "о"). Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.

Первые упоминания о Холуе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку. В 1546 году появились первые исторические записи о Холуе: «…у них у новыя соли на Холуе, в ряполовоском стародубе, варницы и трубы и дворы» — упоминается в грамоте великого князя Ивана Васильевича. Позже селение было пожаловано князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов.

Холуем на Руси назывались плетённые из ивняка запруды для ловли рыбы (сетки), с помощью которых перегораживали реку наискосок и не на всю её ширину. Существует версия, что поселение бежавших от монголо-татар суздальцев, где сооружались «холуи на Тезе», получило название Холуй. С. В. Максимов сообщал, что название села означает берег реки, к которому течением приносит песок, различный мусор и целые деревья, и что в этом значении слово «холуй» сохранилось на Севере, в то время как в самом селе его значение забыли.

Поселок, в котором на полторы тысячи жителей приходится 350 дипломированных художников, из которых 27–члены Российского Союза художников. В Южском поселке Холуй рисуют практически все. Можно смело стучаться в любой дом, не сомневаясь, что дверь вам откроет художник, или, за его отсутствием, супруга художника, также виртуозно владеющая кистью.

Первоначально слободские умельцы (также, как их соседи в Палехе и Мстере) занимались иконописью, в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также изготовляя и недорогие иконы для окрестных жителей. Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных, производств было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А. В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона. Однако, такая практика была изначально ошибочна и заставляла худжников подражать, в первую очередь, станковой живописи.

Местная иконопись отличалась введением бытовых сцен в сюжеты икон, царь Алексей Михайлович в одном из своих указов запрещал эту неканоничность.

С начала XVIII в. искусство иконописи и лаковой миниатюры в Холуе развивается довольно быстро. Холуйская иконопись и лаковая миниатюра поставляется в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, С. – Петербугскую и в саму столицу. Холуй также получает заказы на знаменитую иконопись и лаковую миниатюру и из-за границы: Болгарии, Сербии, Македонии. Высоким был в Холуе уровень грамотности. В 1853 г. в Холуе было 6 книжных лавок. Первое во Владимирской губернии двухклассное училище министерства образования открывается именно в Холуе.

В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Благодаря таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, авторитет лаковых миниатюр неуклонно рос: в 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали.

В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров всё яснее стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, зримо отличающиеся от искусства мастеров других мест (таких, как Федоскино, Палех и Мстера). Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Лаковые изделия их Холуя пользуются спросом в таких странах, как Англия, США, Италия, Испания, Канада.

Секрет плодовитости местных художников заключается, наверное, в том, что этот «медвежий уголок» до сих пор остается нетронутым цивилизацией. Даже Петр Первый не разрешал рубить березы в Холуе, чтобы не нарушить пейзаж, вдохновляющий художников. Стараются сохранить атмосферу русского пейзажа и сельского колорита и нынешние потомки холуйских матсеров. И в самом деле, здесь, вдали от плодов технического прогресса, еще остался тот неповторимый колорит народной души, практически уничтоженный в «цивилизованной» России.

Холуйская лаковая миниатюра
Холуйская лаковая миниатюра
Холуйская лаковая миниатюраХолуйская лаковая миниатюра
Холуйская лаковая миниатюра

16 августа 2011 Жалоба или претензия.    

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы иметь доступ к материалу рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
  • Автор: klk
  • Комментарии: 0
  • Просмотры: 2749
  • Закладки:
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.