Мода и... блохи

Веселая блошиная охота. Gerrit Van Honthorst, 1628.
Веселая блошиная охота. Gerrit Van Honthorst, 1628.


Блохоловка — в XVI в, во Франции изящная драгоценная коробочка с небольшим отверстием, в которую капали мед, рассчитывая, что блохи, привлеченные его запахом, заберутся туда.

Блошиная шкурка (Zibellini) — аксессуар, который женщины носили в руке в соответствии с модой XVI в.: хвост или целая шкурка маленького зверька, часто c головой. Предполагалось, что она притянет к себе всех блох, а потом их можно из нее вытряхнуть.

Шкурка зверька с мордочкой и лапками, окованными золотом и украшенными драгоценными камнями появились в Италии, а в конце XVI в. добрались и до Англии. Версия о том, что Zibellini использовались для ловли блох, была высказана в 1894 г. австрийцем Венделином Бёхаймом, в написанной им биографии Филипинны Вельзер, супруги Фердинанда II, эрцгерцога Австрийского.

Автор другого исследования, посвящённого Zibellini, Тауни Шеррилл подчёркивает, что на протяжении почти всей своей истории их называли именно Zibellino(i) (в Италии) – либо же "куницей", "соболем", а не "блохоловками". Кто бы мог подумать! Также предполагают, что Zibellino - прообраз муфты, а может, просто-напросто вещица, которую приятно вертеть в руках. Ведь гладить мех так приятно.

На фото Протрет Фрэнсис Сидней, графини Сассекс.


Walters Art Museum. "Голова куницы". Золото, рубины, гранаты, жемчуг. 

Но не только меха, хоть и драгоценные, использовались для отлова блох, но и небольшие пушные зверьки или крохотные собачки начиная с XVI в. служили в Европе живыми блохоловками. На фото выше: портрет знатной итальянки и дамы с белкой и скворцом. А знаменитая "Дама с горностаем" Леонардо!

Кстати! Французский ученый Паскаль Котт (Pascal Cotte) обнаружил под знаменитой картиной «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи скрытые слои, на одном из которых женщина изображена без горностая. Видимо дама так вертелась от укусов блох, что великому мастеру пришлось всучить даме горностая, чтобы не отвлекалась и сидела смирно при позировании.

Зная это, и глядя на современных гламурных дам с собачкой под мышкой, в голове начинает биться крамольная мысль: а вдруг...? Ведь неспроста...?

Аналогичные проблемы были и в России. И русские красавицы, проводившие свои дни в жарко натопленных и тесных теремных покоях, и обитательницы палаццо были озабочены общей проблемой — блохи, которые с удовольствием селились в огромных напудренных и напомаженных париках и шиньонах и никогда не стиравшихся пышных платьях и костюмах. Но в России хоть бани спасали, в Европах как то было не принято.

Например королева Изабелла Кастильская во время реконкисты, освобождения Испании от мавров, поклялась не мыться и не менять бельё, пока не будет захвачена какая-то крепость. Ну и не мылась. Захватили. Через 13 лет.. После чего, в моду, вошёл жёлто-коричневый цвет одежды.  Раз уж королева в таком ходит... 

Кстати проблемой блох конечно же были озабочены не только дамы высшего сословия. На фото: картины Джузеппе Мария Креспи — "Женщина, ищущая блох". Удивительно, но эта тема в эпоху Ренессанса была очень популярна. Не буду отвлекаться, всё это можно найти в сети: не только картины, но и статуэтки и даже надгробия, например, Миланской принцессы Беатриче д'Эсте.

Обстановка в обеих комнатах довольно бедная. И там и там мелкие собачки в постели. Вряд ли бедняки могли держать этих совершенно бесполезных в хозяйстве животных просто для души…

В те мрачные антисанитарные времена дамы держали при себе разных мелких зверьков, чтобы блохи перескакивали с хозяйки на зверька. Так что бедному животному можно только посочувствовать.

До XVIII века регулярно стирать было не принято, в результате просвещенная Европа кишела блохами. Чтобы избавиться от этой напасти, французы, экие затейники, придумали блохоловку. В XVIII веке живых блохоловок сменили золотые, фарфоровые, стеклянные или из слоновой кости «блошиные ловушки». В них помещали немного меда и каплю крови: предполагалось, что блоха, привлеченная запахом крови, прилипнет и застрянет внутри. На фото: (фрагмент) портрет Изабеллы Валуа, второй супруги Филиппа II. Однако не все блохи были настолько любопытны. А среди версальских кавалеров было модно носить в ловушке блоху, пойманную на теле дамы сердца.

От обилия блох и вшей дамы постоянно испытывали нестерпимый зуд головы. Для борьбы с этим были придуманы изысканные драгоценные палочки-чесалочки, позволяющие чесать голову, и не только её, не нарушая прическу.

А это блхоловка, которую подвешивали к поясу на цепочке 18 век. И блохоловки болле позднего времени — 19 век. Прямо киндер-сюрприз какой-то.

Живые блохоловки прошлого отражены в живописи, а цилиндрик с отверстием и стволиком-сердечником, смазанным кровью и медом, является редким музейным экспонатом.

Помимо блохоловок, приспособлений для поддержания личной гигиены, являющимися в то же время модными, а то и драгоценными аксессуарами, - превеликое множество, по своему очень даже занятных. Одно из них - копоушка. Но об этом в следующий раз.

5 апреля 2015 Жалоба или претензия.    

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
  • Автор: klk
  • Комментарии: 0
  • Просмотры: 1473
  • Закладки:
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.