Православная мода: возможно ли?

Облачение патриарха Никона (вес - 16 кг)

 

Православная мода: возможно ли? Из телепрограммы «Православная энциклопедия».

На вопросы зрителей телепередачи «Православная энциклопедия» отвечает священник Алексий Уминский

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, в эфире «Православная энциклопедия». Сегодня мы поговорим о том, какими мы приходим в храм, как мы выглядим.

Одежда играет огромную роль в церковной жизни. Облачения священников наполнены древними символами. Мы расскажем вам об их значении. А еще поговорим о том, как нужно одеваться, идя в храм. Что для верующего человека допустимо в одежде, а что нет? Сегодня мы встретимся с членом Союза художников, знатоком церковной и светской одежды Тамарой Николаевной Соколиной. Ждем ваших звонков в студию с вопросами и мнениями.

Меняются времена, меняется стиль одежды, а традиции Церкви остаются прежними.

Сюжет: Церковные облачения
Русская Православная Церковь восприняла традиции церковных облачений 1000 лет назад от Византии. И с тех пор, несмотря ни на какие ветры перемен и капризы моды, эта одежда почти не изменилась. У каждого священнослужителя есть два рода облачений. В повседневной жизни носят рясу и подрясник, обычно четного цвета. А в храме надевают особое, богослужебное облачение.

Самая простая – одежда дьякона. Это – стихарь. На правую и левую руку – то есть на десницу и шуйцу – надевают поручи. Они символизируют собой узы Спасителя, идущего на суд. Широкая лента через плечо дьякона – это орарь.

Протодиакон Игорь Михайлов, заведующий Церковно-археологическим кабинетом МДА: – Когда дьякон поднимает руку вверх и возглашает молитву, то он призывает таким образом всех молящихся к молитве: «Господи, помилуй». И отсюда название: орарь, «оро» – значит «молитва» (греч.).

Когда диакона рукополагают во священники, орарь превращается в епитрахиль. Без неё богослужения совершать нельзя. Она – знак особой благодати, и в то же время – символ тяжелого ярма служения. Сверх всех одежд священник надевает фелонь.

Протодиакон Игорь Михайлов: – Мы можем заметить, что некоторые фелони сейчас имеют спереди вырез, для удобства. Раньше этого выреза не было, фелонь покрывала полностью тело священника, что символизировало смирение, – это образ хламиды, в которую был облачен Христос перед распятием.

Самая ценная часть коллекции Церковно-археологического кабинета – подлинные облачения Митрополитов и Патриархов Русской Церкви.

Эти саккосы были сделаны ровно сто лет назад для будущего Патриарха Тихона. А совсем недавно музею подарили вещи митрополита Питирима (Нечаева).

Лента на плечах архиерея называется омофор. Он напоминает о заблудшей овце, которую Христос, спасая, взял на свои плечи. Набедренник – это символический меч для борьбы со злом.

Оказывается, что соблюдение древних канонов вполне может сочетаться с фантазией в украшениях. Одеяния, расшитые цветами, обычно дарили митрополитам и патриархам их любящие прихожане и почитатели.

Протодиакон Игорь Михайлов: – Святой праведный Иоанн Кронштадский часто говорил, что священник – это лицо Бога, поэтому он должен быть всегда опрятным, всегда аккуратным, и его одежда не должна соблазнять тех людей, которые к нему приходят за Словом Божиим.

В уникальном собрании Церковно-археологического кабинета находятся вещи Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Среди них – куколь, на котором изображаются Серафим и четыре святителя. Уникальная вещь, поэтому я позволю себе показать ее вам поближе. Венчает куколь Патриарший крест.

Традиция пошива церковных облачений была практически прервана в советское время. И только сейчас при монастырях и храмах начинают открываться пошивочные мастерские.

Мастерицы:

– Мы можем менять ткань, мы можем что-то украшать, внедрять какие-то вышивки, но основной крой мы всеми силами стараемся сохранить; это то, что нам досталось из дореволюционного наследия.

– Это духовные вещи, действительно они отличаются от мирских. Каждый раз они получаются по-новому. Капельку души вкладываешь в каждую вещь. И приятно, когда приходит брат и говорит: одел подрясник и как будто для него родился…

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Напоминаю вам о нашем интерактивном опросе. Нужно ли в Церкви изменить отношение к одежде людей, приходящих в храм? Звоните, оставляйте свои голоса. А вот что об этом думают священники и прихожане.

Сюжет: Одежда в храме
По традиции Русской Церкви, мужчины в храме снимают головные уборы – в знак смирения перед Богом. Женщины, наоборот, покрывают голову косынкой или платком. Этот обычай берет свое начало из Священного Писания – из наставлений св. апостола Павла. Внешний вид и одежда молящихся должны быть неброскими и опрятными. Главное, одежда не должна отвлекать от молитвы и смущать окружающих.

 

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова: – Это вопрос личной свободы и ответственности человека перед Богом, который не нужно выводить на уровень дисциплины, подобной армейской.

Варвара Волкова, регент храма св. Татианы: – Девушка, когда одевается в храм, должна, прежде всего, для себя решить: она одевается для того, чтобы себя показать, как она красива, чтобы привлечь к себе внимание молодых людей, или это – просто благочестивая спокойная одежда, которая не отвлекает других от молитвы.

Одежда ни в коем случае не должна становиться препятствием на пути человека к Богу. Увы. бывают случаи, когда человека, может быть и неподобающе одетого, в храме грубо одергивают или даже выгоняют.

Варвара Волкова, регент храма св. Татианы: – Почему, скажите, нельзя первый раз в храм войти девушке в брюках? У меня подруга зашла в брюках впервые – на нее накинулись, и она сказала, что в храм больше никогда не войдет.

Протоиерей Максим Козлов: – Если ты видишь, может быть и не новопришедшего человека, в храме, который пока всем необходимым критериям вполне не удовлетворяет, запрети себе раз и навсегда делать этому человеку замечания, особенно в состоянии внутренней немирности по отношению к нему.

В отношении новопришедших Святейший Патриарх Алексий однозначно сказал, выступая на недавнем Епархиальном собрании московского духовенства, что если сейчас выгонять всех женщин, которые перешагнут порог храма в брюках, то можно остаться без прихожанок.

Вся наша жизнь, безусловно, накладывает свой отпечаток и на одежду современных прихожанок. Наталья, студентка Медицинского университета, зашла на службу в перерыве между учебой и работой.

Наталья Шиповская, студентка Медицинского университета: – Конечно, я специально перед дежурством не одеваю длинную юбку, тем более, часто бывает, что после этого приходится идти в институт, и это совершенно неудобно. Поэтому одежда у меня обычная, повседневная – джинсы, курточки.

Черные, непомерных размеров, до пола, длинные облачения, – вовсе не есть обязательный атрибут женского костюма в приходском храме. Некоторые почему-то думают, что вызывающе мрачный вид – свидетельство внутреннего благочестия.

Варвара Волкова, регент храма св. Татианы: – Почему черный цвет, я не очень понимаю, если ты не монашествующий. Воскресение – это малая Пасха, почему бы не одеться так, чтобы на тебя было приятно смотреть? Ведь своим видом ты показываешь и свою веру!

Сам Спаситель предупреждал учеников беречься «закваски фарисейской». Поэтому главный критерий в выборе одежды для посещения храма следующий:

Протоиерей Максим Козлов: – Не соблазни! Не соблазни своим внешним видом, и шире – своим поведением.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сегодня на эту же тему мы поговорим с художником, которая шьет не только современную и модную одежду, но и восстанавливает по древним образцам церковное облачение.

Тамара Соколина
Тамара Соколина – член Союза художников России и Союза художников и графиков международной федерации ЮНЕСКО. Занимается ручной вышивкой, росписью по шелку, создает церковные облачения и шьет светскую одежду – для прихожан православных храмов. Её вышитые иконы, покровцы, бисерные пасхальные яйца, священнические пояса и епитрахили есть и в храмах, и в частных коллекциях. И не только в России, но и за рубежом. За участие в выставках православного искусства Тамара Соколина награждена многими дипломами.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, Тамара Николаевна. Мы рады видеть Вас в нашей студии. Какие замечательные вещи вы вышиваете. А давно Вы начали заниматься церковным искусством?

Т.Н. Соколина: – Да, я этим стала заниматься больше 20 лет назад, когда по благословению одного московского священника я попала на остров Залит, к отцу Николаю Гурьянову, а потом – в Печоры, к отцу Иоанну (Крестьянкину). У меня был внутренний порыв, желание как-то изменить старую жизнь, журналистскую, на что-то другое, что ближе к Церкви, и я отправилась в Печоры. Там я случайно встретилась с отцом Иоанном (Крестьянкиным), он меня благословил сразу и сказал, чтобы я занималась церковной вышивкой.

Он мне предложил работу, которую я должна была делать. Одну работу – Напрестольное Евангелие – я завершила только через 20 лет после того, как он меня благословил, потому что к этому тоже надо было прийти.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я очень рад услышать имя отца Иоанна (Крестьянкина), потому что в моей жизни с его именем связаны самые важные события – это и благословение на священническое служение, и благословение на брак с моей матушкой. Я сейчас вспоминаю, что когда мы были в Печорах с моей супругой, тогда еще невестой, и просили его благословить наш будущий брак, он тогда очень строго сказал так: «Ты свою Машеньку обязательно очень красиво одевай!» И с тех пор я стараюсь выполнять все благословения старца, в том числе и это.

Скажите, что такое, по Вашему мнению, православная одежда, или православная мода?

Т.Н. Соколина: – На сегодняшний день этот вопрос обременяет многих женщин и прихожан, но я думаю, что нет понятия «православной моды» вообще, потому что Православие, Церковь – это данность, а мода – изменяема, и говорить именно о православной моде – это, значит, привязывать мировоззрение к каким-то конкретным вещам. Но исторически всегда люди одевались в зависимости от сословного состояния. Мода – понятие текущее, преходящее, и современные православные женщины часто не в состоянии следить за ней, да это и не резонно, потому что у каждой есть свой стиль, свои соображения по этому поводу.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – То есть, вы считаете, что главное – обрести свой стиль?

Т.Н. Соколина: – Конечно, и не только свой стиль, но свое видение и восприятие мира, которое можно передать через одежду в том числе.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Вот Вы ходите в храм, какими вы видите прихожан? Что вы можете сказать о внешнем облике современного православного христианина?

Т.Н. Соколина: – Когда входишь в храм, обращаешь внимание на то, что большинство людей одеты так, как будто они только что с огорода, с грядки пришли в храм, не специально на службу, а как-то по пути заскочили… Для них это, похоже, не является праздником души и праздником внутренней жизни, который они старались бы подчеркнуть своей одеждой. В основном это люди, делающие все на ходу, не обращающие внимания на свой внешний вид. Это касается не только женщин, но и мужчин, потому что особенно мужское отношение к своему внешнему виду в Церкви – самое печальное.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я готов с Вами согласиться, тем более что часто вспоминаю, какое сильное впечатление на меня произвела служба в Закарпатье, когда я оказался на праздник Преображения в деревенском закарпатском храме. Люди пришли туда не просто празднично, красиво одетыми, а одетыми в старинные национальные костюмы, которые только в музее увидишь или на концерте ансамблей народной музыки. Это было для меня настоящим потрясением, я никогда ранее не видел, что люди так переживают праздник. Для них это было действительно радостью – прийти в храм, и они всем своим видом показывали, насколько они торжествуют в этот день. Мы, по-моему, это чувство праздника утратили…

Т.Н. Соколина: – Утратили, действительно, и утратили настолько, что, особенно на православных выставках, в начале нашей деятельности, много приходилось объяснять людям, что есть определенные дни, даты, определенные события в церковной жизни, которые человек должен как-то выделять, и человек не должен бояться и комплексовать по поводу того, как он одет.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Тамара Николаевна, Вы изучаете историю костюма. А в чем люди ходили в храм в XIX веке, была ли специальная одежда?

Т.Н. Соколина: – Нет, специальной одежды для храма никогда не было, было просто соответствующее отношение к одежде. Если человек шел в храм на воскресные, праздничные службы, он одевался не в ту же одежду, в которой он дома находился, на балы ходил или в гости, это была деликатная, приличная одежда, чистая, нарядная. Например, были обычаи одевать на Рождество – только новую одежду, на Пасху надо было обязательно быть в белом.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Тамара Николаевна, а сегодня как стоило бы одеваться прихожанам, чтобы прийти в храм по-настоящему хорошо одетым?

Т.Н. Соколина: – Мне кажется, что сегодня люди должны больше внимания обращать на свой внешний вид, насколько он чист, опрятен и аккуратен, потому что основной недостаток – это пренебрежение к своему внешнему виду.

Мне кажется, многие люди считают, что если они себя никак не одевают, являют так называемое «смирение в одежде», то это поднимает их духовный статус. Но это пренебрежение к своему внешнему виду выявляет, прежде всего, неуважительное отношение к людям, которые нас окружают. Поэтому если ты идешь в воскресение на службу, ты должен одеть на себя все красивое.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Что бы Вы посоветовали, например, одеть женщине, мужчине, ребенку?

Т.Н. Соколина: – Начнем с мужчин, потому что они стоят у нас в храме на самом видном месте. Мужчина должен одеть светлую рубашку, если он носит галстуки, то должен одеть галстук, должен быть чист, вымыт, опрятен, аккуратен, с чищеными ботинками.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это немаловажно!

Т.Н. Соколина: – Конечно! Женщины на службе обязательно должны иметь головные уборы, с этого начинается вся церковная жизнь.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Как раз их Вы и принесли, специально чтобы показать нашим женщинам, как можно красиво себя одеть.

Т.Н. Соколина: – Да, я принесла несколько вышитых палантинов.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это Ваша работа?

Т.Н. Соколина: – Да, это коллекция шифоновых фантазий, специально сделанная для венчания – ведь для православного человека это очень важно. Потом, есть зеленый шарф, который можно одеть на Троицу. То, что они сделаны таким образом, очень удобно – они не падают. Вот еще один венчальный: лилия – цвет чистоты, поэтому я использовала эту тему в шарфе.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я думаю, что каждая женщина может сама постараться, чтобы сделать что-то для себя своими руками.

Т.Н. Соколина: – Может! И я сторонница того, чтобы все, кто имеют в своем гардеробе какие-то разонравившиеся вещи, их не выбрасывали, к ним серьезнее относились, – переделали, поправили немножко, видоизменили, что-то вышили, ведь рукоделие вообще характерно для наших прихожанок. Пусть украсят себя и осознают, что если они идут в храм, то они идут на праздник. Литургия – это вторая Пасха, и человек должен всегда об этом помнить. И детей надо с детства приучать к тому, что воскресная служба – это праздничная служба, они тоже должны быть соответствующим образом одеты.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо, Тамара Николаевна, за Ваше мнение и за те работы, которые Вы нам показали. Я желаю Вам успехов в благородном деле украшения наших прихожан и прихожанок. Бог Вам в помощь.

Т.Н. Соколина: – Спаси Вас Господи.

Сюжет: Магазин православной одежды
В православном магазине Ново-Тихвинского монастыря, что в Екатеринбурге, помимо книг – огромный выбор прочих товаров. Женщины, например, интересуются коллекцией одежды, разработанной сестрами обители.

Наталья Шимбирева, менеджер: – Бывает достаточно проблематично человеку, который ходит в храм, подобрать себе одежду, как из-за ее стоимости, так и из-за ассортимента. Поэтому сестры разработали коллекцию, которую вы видите. Часть коллекции поехала в Москву, на православную ярмарку.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Настало время подвести итоги викторины. Как и обещали, мы объявляем победителя викторины прошлой недели. Москвичка Елена Балашова первая правильно ответила на вопрос: в какую сторону света обращен алтарь православного храма? А наш сегодняшний победитель – Ксения из Москвы. Мы Вас поздравляем, Вы получаете приз – том «Православной энциклопедии». А теперь – правильный ответ.

Какие символы есть на мантиях митрополитов и патриархов
Протодиакон Игорь Михайлов, заведующий Церковно-археологическим кабинетом МДА: – На этом облачении мы можем видеть основные детали. Во-первых, это две скрижали – образ Ветхого и Нового Заветов, и источники, которые имеются на этой мантии – это учительная благодать, которая источается из книг Ветхого и Нового Завета. Также имеются две скрижали с инициалами, как правило это инициалы того архиерея, которому мантия принадлежит. Здесь написано «М» и «П» - Митрополит Питирим.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Наша программа подошла к концу. В интерактивном опросе сегодня приняло участие более тысячи человек, и мнения разделились примерно пополам. 638 человек считают, что Церковь должна отступить от канонов и традиций в отношении к одежде прихожан. Чуть большее число наших телезрителей считают, что церковные традиции должны сохранятся.

Без всякого сомнения, церковные традиции мы должны хранить и культуру нашей церковной жизни мы должны поднимать. Но если даже человек одет не так, как подобает в Церкви, все равно его надо встретить с пониманием и любовью. И только после того, как человек уже пришел в Церковь, его можно научить и воспитать. Но если он останется за порогом храма, он так ничего и не поймет.

Полная версия  Сайт Седьмица.ru

7 апреля 2007 Жалоба или претензия.    

ранее новости позже
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы иметь доступ к материалу рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
  • Автор: klk
  • Комментарии: 0
  • Просмотры: 2581
  • Закладки:
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.